Проект «В гостях у сказки»

Лукашова Марина Викторовна
Проект «В гостях у сказки»

Тип проекта: Познавательно — творческий

Продолжительность проекта: 02.12.2019г — 24.01.2020г.

По характеру контактов открытый, осуществляется внутри ДОУ.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое, речевое развитие, физическое развитие.

Сроки и этапы реализации проекта 2019-20 учебный год

этап — организационно- подготовительный

этап — внедренческий

этап — результативный

Цель проекта:

-развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

-Познакомить с основными сказочными героями русских народных сказок.

-Формировать нравственные представления о моделях поведения.

РАЗВИВАЮЩИЕ

-Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память.

-Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи.

-Совершенствовать интонационную выразительность речи.

-Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

-Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.

-Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь прекрасное.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

-Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.

-Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие

-Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

-Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда

Предполагаемый результат

Данный проект позволит :

-Расширить и творчески применить знания детей о сказках в познавательной, речевой и художественно-творческой деятельности.

-Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.

Дети:

-Проявляет любознательность, эмоциональную отзывчивость;

-Стремится радовать других;

-Выражает положительные эмоции;

-Эмоционально отзывается на яркие красочные пособия, произведения, игры;

-Интересуется эмоциональным состоянием сверстников и близких людей;

-Умеет поддерживать беседу об эмоционально-волевой сфере, высказывать свою точку зрения;

-Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время праздника и после мероприятия;

-Владеет некоторыми приемами регулирования эмоционального состояния.

Родители:

-Родители и дети познакомились с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания.

При проведении опроса в конце проекта «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?», возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми, посещать театр.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Сказка — необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Принципы реализации проекта:

Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» — основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.

Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.

Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.

Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Принцип осознанности предполагает осознание причинноследственных связей в развитии сюжета.

Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.

Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.

Этапы реализации проекта

-Подготовительный этап: Изучение литературы по теме

-Ознакомление с передовым опытом

Консультация для родителей

Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал

Оформление книжного уголка

Основной этап:

Рассматривание иллюстраций русских народных сказок

Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке

Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр

Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»

Игровая образовательная ситуация «Путешествие по сказкам»

Отгадывание загадок по сказкам

Аппликация

Выставка поделок из бросового материала

Создание картотеки русских народных сказок в соответствии с возрастом

Викторина по сказкам «Отгадай сказку»

Заключительный этап:

Презентация проекта

Оформление выставки «Что за прелесть эти сказки» Изготовление поделок, рисунков по сказкам.

План проекта

Образовательная область

Художественно-эстетическое развитие:

«Мой любимый сказочный герой»,

«Медвежонок»;

«Муха-Цокотуха» Аппликация : «Сказочная птица» Лепка :

«Заюшкина избушка»

«Лиса, заяц и петух»,

«Три медведя»

Социально-коммуникативное развитие:

Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?». ««Заяц — хваста», «Как мы помогали героям любимых сказок»

Викторина по сказкам «Отгадай сказку»

Познавательное развитие:

Беседы с детьми о прочитанных сказках

Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.

Речевое развитие:

Составление творческих рассказов: «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про …», сказок и небылиц по рисункам, по замыслу, по памяти. Придумывание имен героям сказок, песенок для каждого героя. Дидактические игры «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя».

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Поймай Колобка», «У медведя во бору», «Палочка выручалочка», «Хитрая лиса», «Дети и волк», «Зайцы и медведь», «Ванюша и лебеди».

Работа с родителями Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»; «Знакомство со сказками», «Театрализованная деятельность – путь к детскому творчеству»

Папка – передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников».

Реализации проекта:

Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.

Оформление уголка «В гостях у сказки»

Организация выставки рисунков по мотивам сказок.

Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

Содержание работы с детьми:

Чтение разных сказок

Рисование детьми героев сказок.

Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.

Самостоятельное составление сказок.

Рассказывание сказок собственного сочинения.

Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

Загадки о сказках, героях сказок.

Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

Театрализация сказки: «Муха – Цокотуха»

Содержание работы с родителями:

Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).

Чтение сказок с детьми.

Придумывание сказок с детьми.

Помощь в пополнении книжного уголка сказками

• Этап – Исследовательский.

работа по плану с детьми, родителями, педагогами. выполнение проекта

• Этап – Заключительный

Презентация проекта

Театрализация сказки «Муха — Цокотуха»

Подведение итогов.

Обобщение результатов работы.

Результативность проекта:

Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.

В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.

Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольников.

Источник: maam.ru