Проект: «Развитие речи младшего возраста на основе русских народных сказок»

Ирина Ильина
Проект: «Развитие речи младшего возраста на основе русских народных сказок»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области

«Детский сад общеразвивающего вида №38 «Радуга»

___

141080, Московская область, г. о. Королёв, проезд Макаренко, дом 4, телефон: 8(498)602-91-06

141076, Московская область, г. о. Королёв, улица Мичурина, дом 21Г, телефон:8(495)519-13-23

ПРОЕКТ:

«Развитие речи младшего возраста

на основе русских народных сказок»

Воспитатель:

Ильина И. А.

Проект «Развитие речи младшего возраста на основе русских народных

сказок».

Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы, родители воспитанников.

Вид проекта: Ролево-игровой, творческий.

Тип: краткосрочный (май2019г)

Создание проблемы:

• отсутствие времени у родителей и желания, чтобы что- то

почитать детям;

• замена обычных, так близких и понятных сказочных героев

новыми персонажами в литературе на экране телевизора

(смурфики, лунтики, смешарики, суперсущества);

• не понимание родителями роли книги в развитии детей

внедрение новых информационных ресурсов в жизнь детей,

компьютеризация – вытесняет чтение, и даже просмотр

мультфильмов;

• не посещение библиотеки, как родителями, так и детьми;

• не информированность родителей о том, какие книги покупать и

читать детям в различные возрастные периоды.

Актуальность проблемы:

Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству

сегодня актуальна, как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная,

дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом

воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней.

Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи,

воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев.

Не отрицая прогресс, в результате выявленной проблемы, решили

эффективно внедрять в работу с дошкольниками, русское народное

творчество, познакомить с колоритом, красотой и своеобразностью

фольклора.

Цель проекта:

Познакомить детей с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

— формировать у детей знания о русских народных сказках.

— воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

— прививать любовь к книге.

— развивать речь, активизировать словарный запас.

— развивать творчество, фантазию, воображение.

— укреплять взаимоотношения с родителями.

Задачи проекта:

Для детей:

•Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.

•Расширять представление детей о сказках.

•Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

•Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.

Для родителей:

•Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

•Развитие совместного творчества родителей и детей;

Для педагогов:

•Развитие творческого потенциала ребенка;

•Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Этапы реализации проекта.

1 этап: подготовительный (разработка проекта)

— определение проблемы и актуальности проекта;

— постановка цели и задач;

— определение форм и методов работы;

— сбор информации, литературы, дополнительных материалов;

— работа по составлению этапов и плана по реализации проекта; — создание РППС:

Внести в книжный центр русские народные сказки Создание дидактических игр по проекту Пополнить музыкально-театральный центр масками для инсценировок сказок, подвижных игр. Подобрать картотеки: «Пальчиковые игры на основе сказок»; «Загадки о героях сказки», «Подвижные игры по сказкам»

2 этап: основной

-проведение непосредственно-образовательной деятельности по теме согласно планированию.

3 этап: заключительный (подведение итогов проделанной работы)

-анализ полученных результатов,

-выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»;

-Итоговое мероприятие «Игра – драматизация по сказке «Теремок»

Работа с детьми

Образовательная область Формы работы с детьми

1. Социально – коммуникативное развитие 1. Дидактические игры: «Расскажи сказку по сюжетам», «Из какой сказки герой»,

2. Беседа «Мои любимые сказки»

3. Музыкально — дидактическая игра «Покажи, кто это» (соотносить музыку с персонажами сказок, учить имитировать движения героев сказки)

4. НОД «Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу?» (правила безопасного поведения)

2. Познавательное развитие 1. Рассматривание иллюстраций к сказкам

2. Просмотр любой сказки на выбор детей

3. Развлечение сказка «Теремок»

4. Трудовая деятельность: «Покажем Лисичке, как мы трудимся»

3. Речевое развитие 1. Игра — развлечение «Маша и медведь»

2. Русские народные потешки: (используя картотеку)

3. Показ настольного театра «Колобок»

4. Пальчиковый театр «Колобок»

4. Художественно-эстетическое развитие 1. НОД лепка «Колобок»

2. НОД по рисованию «Репка»

3 .Просмотр сказки «Заюшкина избушка»

5. Совместная деятельность педагога и детей: Конструирование «Избушка для Лисички»

6. Постановка настольного театра сказки «Репка».

7. Игра – драматизация по сказке «Теремок»

8. Посещение кукольного постановки «В гости к солнышку».

5. Физическое развитие 1. Дыхательная гимнастика «Курочка», «Гуси летят»

2. Подвижные игры: «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Гуси-гуси»

Работа с родителями:

1. Познакомить родителей с темой проекта Привлечь родителей:

• к совместной работе с детьми и воспитателем

• к оформлению выставки «Зарисовки любимой сказки»

• Папка-передвижка «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка».

2. Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество. Анкетирование родителей

• «Роль русской народной сказки в воспитании детей»

Работа педагогов

• Подбор научной литературы;

• Подбор художественной литературы для чтения детям, фотографий, плакатов, дидактических игр по данной теме;

• Подбор демонстрационного и раздаточного материала;

• Составление рекомендаций для родителей по данной теме;

• Выявление первоначальных знаний детей о русских народных сказках.

• Организация совместных конкурсов, развлечений, бесед и другой специально организованной деятельности;

• Разработка этапов проекта (Подготовительный, основной, заключительный)

Работа с детьми

Предполагаемый результат:

На уровне ребёнка:

• Дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их содержание.

• Дети попробуют в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать своего героя.

• Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды и т. д.)

• Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

• Организация выставки рисунков. «В гостях у сказки» (с привлечением родителей).

• Развитие у детей детского творчества – рисование, лепка, аппликация.

На уровне родителей воспитанников:

• Приобщать современных родителей к чтению сказок детям; ввести традицию семейного чтения.

• .Способствовать обогащению детско-родительских взаимоотношений в процессе совместной творческой деятельности.

На уровне педагогов:

• Формировать у детей знания о русских народных сказках.

• Воспитывать любовь к сказке, народному творчеству, художественному слову.

• Научить детей оценивать поступки героев

• Развивать речь, активизировать словарный запас.

• Развивать творчество, фантазию, воображение.

• Способствовать развитию совместного творчества родителей и детей.

• Вызвать заинтересованность родителей жизнью в ДОУ и желание в ней участвовать.

Работа по реализации проекта:

Предварительная работа:

1 этап (подготовительный).

• определение проблемы и актуальности проекта;

• постановка цели и задач;

• определение форм и методов работы;

• сбор информации, литературы, дополнительных материалов;

• работа по составлению этапов и плана по реализации проекта; — создание РППС:

• Внести в книжный центр русские народные сказки Создание дидактических игр по проекту Пополнить музыкально-театральный центр масками для инсценировок сказок, подвижных игр. Подобрать картотеки: «Пальчиковые игры на основе сказок»; «Загадки о героях сказки», «Подвижные игры по сказкам»

2 этап (основной).

• проведение непосредственно-образовательной деятельности по теме согласно планированию.

3 этап (заключительный).

• Анализ полученных результатов.

• Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»;

• Итоговое мероприятие «Игра – драматизация по сказке «Теремок»

.

Социальная значимость проекта

Сказка- источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и

честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка

сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию

гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных

воспитательных средств. Сказки помогают обогащать ребёнка эмоциями,

развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к

логическим суждениям. Они служат могучим действенным средством

умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Благодаря

сказке ребёнок узнаёт, что жизнь подобна путешествию, полному

неожиданных открытий и приключений: что в любой миг мир может

заговорить, потому что он- живой, и поэтому важно бережно и чутко

относиться ко всему вокруг. Благодаря сказке ребёнок понимает, что

жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание

помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а

доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает,

что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчётливый

ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость

действенней грубой силы. Сказка учит детей учиться, познавать себя самого

и мир вокруг.

Итоги проекта:

• Дети познакомились с новыми сказками.

• Дети научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям.

• Во время дидактических игр дети закрепили знания цветов, количество, счет.

• Дети пробовали отображать прочитанное в творческих работах.

• Дети познакомились с театральными постановками.

• Итогом нашего проекта стала игра – драматизация по сказке «Теремок»

Список литературы:

1. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Москва 2008.

2. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. Москва 2004.

3. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Москва 2006.

4. Короткова Л. Д. Сказкотерапия. Москва, 2005.

5. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. Москва 2004.

6. Михайлова М. А. Народные праздники, игры и развлечения. Ярославль2005.

7. Панфилова М. А. Коррекционные сказки. Москва 2008

8. Петрова Т. Н., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. Театрали

зованные игры вдетском саду. Москва2000.

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва»Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования»

10. Рудик О. С. Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности. Москва 2009 .

11. Ушакова О. С. Гавриш Н. В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Москва 2009.

12. Шорохова О. А. Играем в сказку. Москва 2006

Источник: maam.ru