Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей 5–6 лет с речевыми нарушениями»

мария махнова
Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей 5–6 лет с речевыми нарушениями»

Муниципальное дошкольное общеобразовательное бюджетное учреждение «Детский сад №21 «Белочка»

Проект

«Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями»

Выполнила: Махнова М. М.

2019 год

Проект

«Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями»

Актуальность проекта:

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. В логопедическую группу нашего дошкольного учреждения поступают дети с нарушениями речи, которые влияют на общее развитие ребенка, и его мышление. Проведенные диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики.

Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. Поэтому для развития навыков ручной умелости у детей речевыми нарушениями необходимы особые условия. Исходя из этого, возникла идея создания образовательного пространства по развитию мелкой моторики.

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей.

На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей, взаимодействие

с ребёнком в процессе этих упражнений.

Вид проекта: творческий, групповой.

Участники: дети с речевыми нарушениями, логопед, воспитатели, родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Сроки реализации: сентябрь 2018г. — май 2019г.

Цель проекта: развивать речь детей через укрепление и развитие мелкой моторики. Научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей.

Проблема: дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.

Для реализации цели были определены следующие задачи:

— Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;

— Модернизировать предметно-развивающую среду логопедического кабинета;

— Внедрить в коррекционный процесс инновационное оборудование;

— Развивать тактильную чувствительность пальцев рук;

— Совершенствовать мышечный тонус пальцев рук;

— Развивать тонкие двигательные координации кистей и пальцев рук;

— Сформировать элементарные специфические графические навыки;

— Развивать речевые умения и навыки посредством стимулирования моторных центров в коре головного мозга;

— Формировать и стимулировать мотивационное отношение родителей к работе с их детьми.

Предполагаемый результат:

1. Повышение у детей интереса к выполнению упражнений по развитию мелкой моторики.

2. Умение детей самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия.

3. Совершенствование у детей мелкой моторики, развитие глазомера, точности движений пальцев рук.

4. Пополнение развивающей среды группы.

5. Появление интереса у родителей к развитию мелкой моторики у детей дома.

Этапы реализации проекта.

I этап — подготовительный (сентябрь 2018 г. — октябрь 2018г.)

• Выбор темы проекта и его разработка.

• Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.

• Подбор методического материала по данной теме.

• Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями.

• Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

Разработка консультаций для родителей.

II этап – основной (ноябрь 2018г. – май 2019г.)

Работа выстраивалась в двух направлениях:

• С детьми – в специально-организованной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей.

• С родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»

III этап – заключительный (май 2019г.)

• Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук по следующим методикам.

• Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики рук.

• Семинар-практикум «Речь на кончиках пальцев» для педагогов МДОБУ. Методическая разработка «Игры и упражнения с использованием массажного шарика Су-джок и колец»

Буклет «Развиваем мелкую моторику» для педагогов МДОБУ.

Оформление информационного стенда для родителей «Развиваем руку – развиваем речь»

Механизм реализации проекта.

• В начале учебного года провела обследование мелкой моторики кисти рук каждого ребёнка, определяющее уровень развития этого качества, и выявление типологии нарушений. Использую задания:

• Кинестетический практикум «Кольцо», «Коза», «Заяц», «Солдатик», «Перебор пальцев».

• Координация движений (упражнения «Ладонь-ребро-кулак», «Коза-заяц», пальчиковая гимнастика).

• Работа с карандашом (умение держать карандаш, умение рисовать линии, обводка по контуру, штриховка).

Результаты диагностики выявили, что у 75% детей группы графо-моторные навыки сформированы слабо или недостаточно.

У детей на фоне речевых нарушений страдает и пальчиковая моторика. Они очень плохо владеют ножницами, страдает переключаемость движений, возникают трудности в удержании карандаша, а так же и в самообслуживание (застегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.). Так как дети — логопаты очень быстро утомляются, и любые игры на развитие мелкой моторики у них вызывает большую сложность и трудность, то я пришла к тому, что необходимо максимально разнообразить пальчиковые игры, которые будут влиять не только на речь, но и на оздоровления организма в целом.

Решая задачи развития мелкой моторики, были созданы необходимые условия. Предметно-развивающую среду представляют следующие компоненты:

• Пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

• «Волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами.

• Контейнеры с разнообразным материалом: счетные палочки, скрепки, прищепки, бусины, мячики «Су-джок».

• Природный материал: камешки, ракушки, различные семена, листья, плоды.

• Мелкая мозаика.

• Разрезные картинки

• Информационные стенды для родителей.

На своих занятиях я использую игры с мелкими предметами, пальчиковые игры со стихотворными текстами, контрастотерапия и массаж кистей и пальцев рук, в частности Су — джок терапию.

Пальчиковые игры с мелкими предметами

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают пальчиковые игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень, игры с карандашами, работа с тестом, “Пальчиковый театр”. Детям интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова. Так же ребенок ощупывает предметы, что позволяет определять их свойства, температуру, материал из которого сделан и т. д. Пальчиковые игры с предметами развивают координацию движений, пальчики становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается.

Пальчиковые игры без предметов

Пальчиковые игры мы начинаем использовать с младенчества: сорока белобока, ладушки и т. п. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Также занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними.

Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту. Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят ребенка с названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать двумя руками — это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко — низко, право — лево.

Поэтому на своих занятиях я активно использую пальчиковые игры, сопровождающиеся речью и движением. Практикую пособие А. В. Никитиной «Покажи стихи руками», которое направлено на развитие мелкой моторики, и движения рук, а так же на расширение словаря детей по лексическим темам. Дети с большим удовольствием разучивают и показывают данные стихотворения.

Массаж кистей и пальцев рук

Восточная медицина всегда отличалась своими нетрадиционными способами лечения человека. Они первые придумали применять пальцевой массаж и надо отметить, что использование данного массажа оказывает благотворное влияние на весь организм человека.

Японскими учеными доказано, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

• массаж большого пальца – повышает активность мозга

• массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу

• массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника

• массаж безымянного пальца – стимулирует печень

• массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, то работа рук способствует психическому успокоению, предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи, способствует возникновению успокаивающего эффекта.

Массажные шарики СУ — ДЖОК

Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка является Су-Джок терапия. В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т. д.).

В коррекционно — логопедической работе приемы Су — Джок терапии я активно использую в качестве массажа рук для развития тонких движений пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.

Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Массаж осуществляется двумя способами – специальным шариком и эластичным кольцом.

Первый способ — массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

Второй способ — массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

В логопедических целях Су – джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно — логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

Одним из важнейших условий эффективности проводимой работы является совместная согласованная работа родителей и педагогов:

• Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство подготовки руки к письму»;

• Обогащение предметно – развивающей среды (изготовление игр на развитие мелкой моторики);

• Открытый мастер-класс для родителей по нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Результативность: использование приемов развития мелкой моторики рук позволила достигнуть положительных результатов. Проведенная диагностика в мае 2019г. показала, что процент детей группы слабо владеющих графо-моторными навыками снизился, а так же выявлена положительная динамика в речевом развитии детей.

В ходе работы над проектом были разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики рук, включающие различные виды детской деятельности, систематизирован материал по развитию мелкой моторики рук (игры, упражнения).

Заключение

Таким образом, в результате проделанной работы можно сделать вывод, что целенаправленная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Источник: maam.ru