Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей во второй младшей группе «Мой дом, моя семья, моя Родина»

01.07.2020

Лихачёва
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей во второй младшей группе «Мой дом, моя семья, моя Родина»

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Пояснительная записка:

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям.

Актуальность: Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему посёлку, своей Родине.

Проблемная ситуация:

В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи».

Проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, людям, Родине.

Патриотическая направленность проекта: большое внимание уделить воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим;

направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей;

направленность на развитие личности ребёнка.

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы, педагоги ДОУ.

Тип проекта: годовой, групповой, творческий.

Срок проекта: долгосрочный (весь учебный год).

Форма проведения: в повседневной жизни и различных видах деятельности.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения;

Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу;

Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «Что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

Цель проекта: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование уважительного отношения и понимание значимости близких людей в жизни ребёнка, семьи.

Формирование у детей понятие «Семья», «Родина».

Задачи:

• воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения;

• развивать эмоциональную отзывчивость, чувство гордости за семью, свою Родину;

• формировать у детей представление о семье;

• воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, формировать умение проявлять заботу о родных людях;

• формировать у детей положительное отношение к детскому саду;

• формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;

• учить жить дружно, помогать друг другу;

• развивать игровые, познавательные, речевые способности детей;

• способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

• воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

Этапы работы над проектом:

• I этап — подготовительный (накопление знаний).

• II этап – совместная деятельность детей, родителей, педагогов.

• III этап – заключительный (результат).

Презентация проекта:

• Выставка детских работ;

• Фотогазета «Моя мамочка самая любимая»

• Газета для пап, дедушек «Защитникам Отечества – слава!»;

• Создание фотоальбома «Мой посёлок — Северомуйск».

Предварительная работа:

Консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.

Чтение художественных произведений о маме, папе, бабушке, дедушке, семье, праздниках.

Подбор иллюстраций и сюжетных картинок по теме проекта.

Подбор стихотворений по теме проекта.

Подбор фотографий на тему: «Моя мамочка», «Наша семья», «Мой посёлок – Северомуйск».

Заучивание стихов, колыбельных, пестушек, потешек.

Пальчиковые игры «Моя семья…», «Этот пальчик в лес пошёл…» и др.

Знакомство с пословицами, поговорками о членах семьи, о Родине.

Чтение русских и бурятских народных сказок, былин, потешек.

Взаимодействие с родителями:

1. Консультации для родителей: «Психовозрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, «Особенности развития ребенка 3-4 лет», «Можно ли обойтись без наказания?», «Права ребенка в семье», «Роль дидактической игры в семье и детском саду», «Ошибки семейного воспитания», «Роль отца в семейном воспитании»,

2. Выставки: «Дары осени», «Моя мама-рукодельница».

3. Фотовыставки: «Моя семья», «Мои бабушка и дедушка», «Мой папа все умеет», «Мамочка любимая моя!».

4. Выставка детских рисунков: «Моя семья», «Милая мамочка моя», выставка рисунков, участвующих в интернет — конкурсе «Рисуем сказку» на сайте «Байкальские сказки», г. Улан-Удэ в ДОУ».

5. Пополнение развивающей среды с родителями сюжетно — ролевых игр: «Семья», «Больница», «Магазин».

6. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.

7. Родительское собрание: «Задачи воспитания и обучения детей 3-4 лет в соответствии с ФГОС ДО»; «Моя семья».

8. Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети: Воспитание чувства гордости за свою семью, за свою Родину.

Расширение знаний детей о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию

детей второй младшей группы

Месяц Интегрирующая тема периода Варианты мероприятий Педагогические цели, задачи

Сентябрь «Здравствуй, детский сад» 1. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

2. Беседы «Моя группа», «Мои друзья».

3. Изготовление поделок из природного материала.

4. Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым?».

5. Заучивание потешек «Котик-коток», «Кошка Мурка», «Сорока-ворона».

6. С/р игра «Детский сад».

7. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

8. Пение песен и чтение стихотворений о детском саде.

9. Экскурсии по территории ДОУ.

10. Помощь в уборке листьев на участке ДОУ. Дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский сад).

Развивать элементарные представления о дружеских отношениях.

Знакомить с малыми фольклорными формами (потешки, песенки, загадки и др.).

Помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом.

Воспитывать добрые, теплые отношения между детьми в группе.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

Октябрь «Я и моё имя» 1. Беседа «Для чего человеку имя?»

2. Игра «Назови ласково».

3.«Полное» и «неполное» имя.

4. Игра «Кто я?»

5. Составление рассказов: «Я люблю, когда…», «Я боюсь, когда…», «Когда мне плохо…».

6. Чтение сказки «Волк и семеро козлят» Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям.

Дать представление о семейных обязанностях.

Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

Ноябрь «Я и моя семья» 1. Рассказы детей о членах своей семьи.

2. Выставка семейных фотографий.

3. С/р игра «семья».

4. Заучивание потешек «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса

5. Беседа «Что значит любить родителей?»

6. Презентация для детей «Все работы хороши».

7. «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи, «Как я помогаю дома».

8. Д/и «Назови ласково», «Назови по имени»

Развивать представление о том, что такое дружба.

Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов.

Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.

Воспитывать необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения.

Дать представление о труде взрослых, различных профессиях; воспитывать уважение к людям труда.

Дать представление о семейных обязанностях.

Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

Декабоь «Я и моя семья» 1. Беседа «Что значит любить родителей?»

2.«Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи)

3. Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять настроение маме (папе?», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «вечер в семье».

4. Заучивание стихотворений к празднику «Новый год», потешек, закличек о зиме.

5. Беседа о встрече Нового года.

6. Праздник «Новый год».

7. Выставка работ на конкурс «Подарок Деду Морозу» (Вместе с родителями) Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям.

Дать представление о семейных обязанностях.

Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

Январь «Я и мои друзья» 1. Беседы «Друзья», «С кем я дружу»,

2. Игры «Ласковые слова», «Назови ласково».

3. Разыгрывание ситуаций «Ссора», «Как помириться?».

4. Разучивание стихов о дружбе.

5. Участие в интернет — конкурсе «Рисуем сказку» на сайте «Байкальские сказки», г. Улан-Удэ.

6. Праздник «Рождество» Развивать представление о том, что такое дружба.

Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов.

Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.

Воспитывать необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

Февраль «Наши защитники», «Праздник «Саагалган» 1. Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии».

Беседа «Что умеет делать папа?».

2. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

3. Изготовление подарков для ветеранов.

4. Рисование «Самолеты летят»

5. Пение песен, заучивание стихов об армии.

6. С/р игра «Мы солдаты»

7. Рассматривание иллюстраций из альбома «Защитники Отечества».

8. Рисование «По морям, по волнам…».

9. Лепка «Самолёт».

10. Пение песен, заучивание стихов об армии.

11. Папка-передвижка для родителей «Будущий мужчина».

12. Беседа «Собака – друг человека», рассматривание иллюстраций.

13. Праздник, посвященный Дню защитника Отечества.

14. Праздник «Сагаалган»

15. Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к Родному краю – Бурятии.

16. Выставка рисунков, участвующих в интернет — конкурсе «Рисуем сказку» на сайте «Байкальские сказки», г. Улан-Удэ в ДОУ. Осуществлять патриотическое воспитание.

Знакомить с военными профессиями.

Воспитывать любовь к Родине.

Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильным, смелым, стать защитником Родины).

Дать представление о том, что мужчина – это защитник семьи, Родины.

Познакомить с русскими народными героями, защитниками.

Расширить представления детей о трудовых действиях, обязанностях мужчин.

Познакомить с видами российских войск.

Расширить представления детей о собаках, их службе в войсках, значимости.

Знакомить с традициями народов Бурятии во всех видах детской деятельности.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

Март «Моя мама» 1. Беседа с детьми о своих мамах.

2. Изготовление подарков для мам.

3. Аппликация «Красивое платье для мамы»

4. Пение песен, чтение стихов о маме.

5. С/р игра «Дочки – матери».

6. Беседа с детьми о своих мамах «Я люблю свою мамочку», «Бабушкины руки», «Чтобы не огорчать мамочку» (как заботиться о своём здоровье).

7. Знакомство с «правилами чистюли».

8. Изготовление поздравительных открыток для мам, бабушек.

9. Рисование «Цветочки для любимой мамочки».

10. Аппликация «Красивое платье для мамы».

11. Пение песен, чтение стихов о маме, бабушке, празднике.

12. Оформление выставки «С праздником!» (выполнение поделок детьми, родителей с детьми).

13. С/р игра «Дочки – матери».

14. Праздник 8 Марта. Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям.

Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага.

Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

Апрель Знакомство с народной культурой и традициями», «Моя улица» 1. Фольклорный (народный) праздник «Масленица»

2. Использование фольклора при организации всех видов детской деятельности.

3. Беседы с детьми «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».

4. Рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами посёлка.

5. Экскурсия по улицам, прилегающих к детскому саду.

6. Рисование «Моя улица».

7. Прослушивание песен о Родном крае.

8. Рассматривание фотографий с изображением знаменитых мест в посёлке.

Расширять представления о народной игрушке. Знакомство с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

Знакомить с понятиями «улица», «адрес».

Способствовать запоминанию своего адреса.

Воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить ее.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

Расширять представления детей, пополнять словарный запас и активизировать в речи детей новые и знакомые слова.

Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям.

Май «Мой посёлок» 1. Беседа «Город, в котором я живу».

2. Рассматривание фотографий «Достопримечательности посёлка».

4. Рисование «Деревья и кустарники»

5. Конструирование «Дом для куклы»

6. Беседа «Мой деда – самый лучший».

7. Беседа о предстоящем празднике «День Победы». Рассказ воспитателя о Дне Победы. Беседы родителей по теме «День Победы».

8. Рассматривание иллюстраций о войне.

9. Изготовление поздравительной открытки к Дню Победы.

10. Беседа о правилах поведения в общественных местах, транспорте, на улице.

11. С/р игра «Больница».

12. Создание фотоальбома «Мой посёлок — Северомуйск» Знакомить с понятие «посёлок», с его названиями.

Знакомить с достопримечательностями посёлка.

Воспитывать любовь, уважение к посёлку, в котором живешь.

Воспитывать у детей чувство уважения к пожилым и старым людям.

Дать представление детям о военных событиях, значимости праздника.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

Список литературы:

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2014.

2. Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2008 г.

3. О. В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2008 г.

4. О. А. Соломенникова Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. — М. : Мозаика-Синтез, 2010.

5. Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (младшая группа) М., ЦГЛ, 2004.

6. М. Б. Зацепина Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2010 г.

Источник: maam.ru