Проект «Эволюция углей в природе»

Мария Бикеева
Проект «Эволюция углей в природе»

Введение.

В 2021 году Кузбасс будет отмечать 300 лет со дня обнаружения каменноугольного бассейна. Но на самом деле можно считать, что Кузбасс образовался 300 млн. лет назад, потому что именно к этому времени относят начало зарождения угольных отложений на территории нашего края. Поскольку мы живем в регионе, богатом угольными запасами, знакомство детей с их разнообразием просто необходимо – это помогает ближе узнать о глубоком прошлом нашей планеты, природе России и важном экономическом значении Кузбасса, как одного из крупнейших эксплуатируемых каменноугольных бассейнов мира.

В преддверии 300-летия Кузбасса тема зарождения и разработки углей на территории нашей области приобретает особую значимость в образовательной работе, т. к. непосредственное соприкосновение с полезными ископаемыми оказывает большое влияние на воспитание нравственно-патриотических чувств юных кузбассовцев, развивает любознательность, мыслительные способности, память, способствует формированию активного словаря и ответственности за окружающий мир и природу.

Цель проекта: создание условий для развития познавательно-исследовательских способностей у детей 6-7 лет, посредством изучения свойств ископаемых углей, как основных полезных ископаемых, залегающих и добываемых на территории Кузбасса.

Задачи проекта.

1. Познакомить детей с углем, как полезным горючим ископаемым: его происхождением, историей открытия, способами добычи и значением для человека; учить определять по внешним отличительным признакам типы, свойства и качества угля.

2. Расширять представления о профессии «шахтер», истории шахтерского труда.

3. Побуждать дошкольников к активной опытно-экспериментальной деятельности.

4. Развивать у детей эмоциональные, познавательные и социальные компетентности.

5. Воспитывать умение управлять мотивацией, формировать систему ценностей и ориентиров.

Характеристика личного вклада автора.

• Экскурсия в «Музей угля».

• Подготовка фотовыставки «Музей угля».

• Трансляция полученных знаний в ходе круглого стола с обучающимися подготовительной группы на тему «Уголь – полезное ископаемое».

• Конструирование из Лего на тему «Слава шахтерскому труду» в рамках выставки «Городские постройки» на базе МАДОУ.

• Изготовление тематических альбомов совместно с родителями «Полезные ископаемые», «Шахтер – это звучит гордо!», «Художники о шахтерах», «Виды угля».

• Сбор объектов для коллекции углей.

• Выставка коллекции на основе различных генетических типов углей (гуммиты, сапропелиты, липтобиолиты) и степени углефикации (торф, бурый уголь, каменный уголь, антрацит, а также продуктов их промышленной переработки (кокс, минеральная зола, адсорбенты, гуминовые удобрения) на базе подготовительной группы детского сада.

• Подготовка и проведение совместно с родителями познавательной беседы «Происхождение угля и его значение для Кузбасса» в подготовительной группе.

• Опытно-экспериментальная деятельность с использованием угля и углепродуктов.

• Совместное со взрослыми создание лэпбука «Уголь – богатство Кузбасса».

• Обобщение полученного опыта в ходе конкурса детских проектов на уровне МАДОУ.

Основная часть.

Арсений С. раньше интересовался древними рептилиями и однажды увидел по телевизору, что при добыче угля нашли кости динозавра. Заметив интерес ребенка к этой теме, мама Арсения, предложила ему посетить Музей Угля. Проконсультировавшись у педагогов группы, где обучается Арсений, семья С. приняла решение участвовать в познавательно-исследовательском проекте «Эволюция углей в природе», в ходе которого и Арсений, и ребята группы смогут познакомиться с ископаемыми углями, их происхождением и значением для человека.

Одними из ключевых событий проекта стали посещение Арсением Музея угля в Институте угля СО РАН и трансляция полученных знаний и опыта в детском саду. В Музее Арсений узнал много нового и интересного, увидел различные экспонаты, например, коллекции древних ископаемых и различных углей, продукты, которые можно получить из угля. Также он узнал об истории добычи угля от начала и до наших дней, понял, насколько тяжел и ответственен шахтерский труд.

Свои первые впечатления после экскурсии Арсений передал в ходе круглого стола в детском саду: ребята узнали о происхождении угля, его добыче, истории шахтерского труда и значении угля для Кузбасса и всего мира. Семья Арсения сделала подборку короткометражных фильмов о происхождении угля и истории шахтерской профессии, которые были продемонстрированы детям. Фотоотчет «Музей угля» был размещен не только в подготовительной группе, где обучается Арсений, но и на интернет-страницах детского сада.

В домашних условиях Арсений сделал постройку из Лего-конструктора «Слава шахтерскому труду», с которой принял участие в выставке «Городские постройки» на базе нашего детского сада. Затем вместе со взрослыми были изготовлены тематические альбомы: «Полезные ископаемые», «Уголь – богатство Кузбасса», «Шахтер – это звучит гордо!», «Художники о шахтерах», «Виды угля». Совместно с мамой была собрана коллекция из разных генетических типов угля (гуммиты, сапропелиты, липтобиолиты) и степени углефикации (торф, бурый уголь, каменный уголь, антрацит, сопутствующих окаменелостей, продуктов на основе переработки угля и организована выставка в МАДОУ.

Подготовив выступление, Арсений и его мама организовали беседу со старшими дошкольниками по теме проекта: с помощью наглядных материалов рассказали о происхождении и добыче угля, показали лабораторные химические эксперименты, демонстрирующие как органическое вещество угля взаимодействует с щелочью (содой) с образованием гуминовых кислот и газообразных веществ. В ходе беседы демонстрировались различные угольные продукты, при этом пояснялось, какое значение они имеют для человека и экологии. Все дети имели возможность обследовать собранную коллекцию углей, благодаря чему убедились в многообразии их свойств и качеств. Выступающие удивили своих слушателей тем, что определенные виды углей с однородным строением могут быть использованы для изготовления декоративных изделий, поделок. Матовый сажистый уголь был продемонстрирован в качестве материала для рисования по бумаге. Блестящие разновидности углей (витрен) дети сравнили с драгоценными камнями. На примере полосчатых литотипов объяснили, как менялись климатические условия при зарождении угольных отложений. Уникальными представителями коллекции явились образцы барзасского сапромикситового угля в виде плитчатой и листоватой разновидностей, который образовался из первых древнейших растений псилофитов, существовавших на территории Кузбасса около 350 млн. лет назад.

Завершающим этапом проекта стало создание совместно с детьми, педагогами и родителями лэпбука «Уголь – богатство Кузбасса» и обобщение полученного Арсением опыта на конкурсе детских проектов в МАДОУ.

Заключение.

В результате проекта у Арсения и других детей, обучающихся в подготовительной группе, сформировались устойчивые представления об ископаемом угле, его видах и свойствах, о работе шахтеров и значении шахтерского труда. Ребята научились уважительно относиться к людям шахтерских профессий, узнали какие профессиональные умения необходимы для работы в шахте. В ходе реализации дети пришли к осознанию того, что каменные угли, которыми богат наш край, имеют очень широкое потребление. Главное направление использования – это энергетика, когда при сжигании угля получают тепло и электрическую энергию. Второе основное предназначение угля – получение металлургического кокса, который используют при выплавке чугуна. Также из угля могут быть получены адсорбенты, строительные материалы, химические продукты, жидкое топливо (аналог нефтяного, смазочные материалы, битумы, гуминовые удобрения, лекарства и многое другое.

Дети научились планировать самостоятельную экспериментальную деятельность: продумывать план, ставить цель, выдвигать гипотезу, анализировать результаты и фиксировать их.

У ребят закрепилось умение работать с различными материалами для изготовления поделок.

В ходе проекта автор показал умение применять и усовершенствовать свои базовые компетентности:

• личностные (позитивное самовосприятие, самоэффективность, саморегулирование, любознательность, мыслительные способности, умение решать возникающие проблемы, креативность);

• социальные (способность устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и детьми, способность сотрудничать, способность урегулировать конфликты, ответственность перед другими);

• учебно-познавательную (осознанное, самостоятельное и обдуманное получение новых знаний и их применение).

Источник: maam.ru