Проект «Чудо-мастерская» для старшей группы

Ольга Ситникова
Проект «Чудо-мастерская» для старшей группы

Тема: «Чудо — мастерская»

Вид проекта: семейно-групповой, долгосрочный, познавательно – творческий.

Сроки реализации: январь – апрель.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность: наблюдая за детьми в процессе конструкторской деятельности, было отмечено, что дети создают однотипные постройки (заборчик, ворота, не умеют работать коллективно, объединять свои поделки и постройки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять, затрудняются подбирать материал с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).

Так как в процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения. Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать, находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность.

Ребенок должен получать представление о начальном моделировании и конструировании, как о части научно-технического творчества с раннего детства. Основы моделирования и конструирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы, цвета и размера.

Проблема: одна из задач педагогов ДОУ — подготовка ребенка к обучению в школе, воспитание психологической готовности к систематическому обучению. Однако, проблемы развития внимания, интеллектуально-познавательной деятельности дошкольников, воображения в настоящее время стали актуальными. Следовательно, возникает необходимость поиска инновационных путей решения данного вопроса.

Цель проекта: развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, всех сторон речи; воспитание личностей, способных самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения.

Задачи:

1. Развивать умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

2. Воспитывать умение работать в группе, аккуратное отношение к постройкам.

3. Развивать умение детей работать со схемами.

4. Развивать познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.

5. Развивать фантазию, конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретённые навыки и создавать привлекательную игровую ситуации, способствующую возникновению у детей собственных замыслов.

Основные формы и методы образовательной деятельности:

— конструирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;

— словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);

— наглядный (показ, работа по инструкции);

— практический (сборка моделей);

— репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);

— частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

— исследовательский метод;

— метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение.

Ресурсное обеспечение:

1. Строительный материал — объемные (или плоскостные) деревянные окрашенные (или неокрашенные) строительные детали простой геометрической формы.

2. Природный материал (желуди, шишки, кора, ракушки, веточки и др.).

3. Бумага, палочки.

4. Бросовый материал (спичечные коробки, разные по величине, форме, материалу упаковочные коробки, пластмассовые банки, бутылки, ящики и т.

п.).

5. Цветные мягкие и твердые объемные крупногабаритные модули.

6. Конструирование из влажного песка и снега.

7. Разные виды конструктора.

Образовательные области: познавательная, социально – коммуникативная, художественно – эстетическая, физическая, речевое развитие.

Предполагаемый результат:

1. Дети создают разнообразные постройки.

2. Умеют работать коллективно.

3. Объединяют свои поделки и постройки в соответствии с общим замыслом, договариваются, кто какую часть работы будет выполнять.

4. Самостоятельно подбирают материал с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).

Продукты проектной деятельности:

Для детей:

1. Выставка поделок из бросового материала «Очумелые ручки»

2. Создание чучела «Масленица»

3. Выставка поделок из бумаги «Цветы для мамы».

4. Выставка работ семейного творчества.

Для педагогов:

1. Подбор и оформление дидактических игр и художественных произведений по теме проекта.

Для родителей:

1. Создание альбома совместного детско-родительского творчества «Строить из конструктора вместе веселей».

2. Оформление фотовыставки «Наши любимые постройки из конструктора».

Этапы реализации проекта

№ п/п Этапы Цель Сроки

1. Подготовительно-проектировочный этап Пополнение конструктивного уголка конструктором с разными способами крепления.

Подборка элементарных рисунков, фотографий, схем, чертежей, моделей.

Мотивация детей на конструктивную деятельность через чтение художественной литературы, рассматривание картин и беседы. январь

2. Практический этап Совместная модельно – конструктивная деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов работ. январь — апрель

3. Обобщающе — результативный этап Мониторинг результатов и подведение итогов апрель

4. Презентация проекта Обобщение и внедрение передового педагогического опыта. апрель

Реализации проектной деятельности:

Месяц Совместная деятельность взрослых и детей Совместная работа с родителями

январь 1Знакомство видами и с деталями конструктора.

2. Беседа «Мои любимые игрушки» классификация геометрических фигур по форме.

3. Чтение художественной литературы: Стихи: К. Лукаш «Мне конструктор папа подарил»

4. беседа: «Правила использования алгоритмов и схем»

5. «Парад снеговиков» Закреплять знания детей о свойствах снега и воды.

1. размещение материалов в родительских уголках по теме: «Место конструктора в развитии дошкольников»

февраль 1. Конструктивно-модельная деятельность «В геометрическом лесу — зима»

2. Конструктивно-модельная деятельность по оригами «Лиса»

3. Игры – головоломки: «Волшебный круг»;

4. подвижная игра:

«Чья команда быстрей постоит башню»

5. Игра «Чудесный мешочек» — определить и назвать детали строителя на ощупь.

1. Знакомство с технологическими картами разных конструкторов.

2. Консультации:

«Детское конструирование, что это такое?»

Март 1. Просмотр мультфильма: «Веселый конструктор»

2. рассматривание иллюстраций в альбомах и энциклопедиях:

«Строительная техника»,

«Строительные профессии»,

«Строительные материалы»,

«Замки»,

«Мосты»,

«Транспорт»

«Люди рабочих профессий»

3. Чтение сказки: «Три поросенка»

4. Дидактические игры:

«Найди такую же деталь»,

«Запомни расположение»

5. Конструирование «Дома бывают разные», «Микрорайон» 1. Консультация для родителей «Конструирование в детском саду»

2. Консультация для родителей «Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка»

3. Создание Оформление фотовыставки «Наши любимые постройки из конструктора».

Апрель 1. Дидактические игры:

«Что изменилось?»;

«Выложи вторую половину»;

«Чья команда быстрее построит».

2. Конструирование «Вот что я умею»

3. Сюжетно-ролевая игра «Мост для поезда»

4. Подвижные игры:

«Кто быстрей схватит кубик»

«Найди такую же деталь»

5. Игра «Повтори» Предложить детям схемы простейших построек из палочек Кьюзинера Создание альбома совместного детско-родительского творчества «Строить из конструктора вместе веселей».

Выводы по проекту: подводя итоги проделанной работы, нужно отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе материала для конструирования в свободное время. Ощутимо проявляется стремление детей экспериментировать в сочетании техник нетрадиционного рисования доступного материала или лепкой из пластилина. Появляются новые идеи и желания пополнить мир детей чем — то интересным и увлекательным.

Перспективы дальнейшей работы: целенаправленная работа по развитию творческих способностей через нетрадиционные приемы рисования на первом этапе дала положительный результат. Динамика развития умений и навыков в художественном творчестве воспитанников возросла. Развивать умственные и творческие способности через конструктивную деятельность.

Источник: maam.ru