Применение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростков

Анастасия Баскакова
Применение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростков

Ни для кого из нас не секрет, что страхи серьезно усложняют жизнь детей, мешают полноценно развиваться и просто радоваться жизни. При этом нередко родители, воспитатели, учителя даже не догадываются, что их ребенок чего-то боится, замечая в основном только последствия страхов – болезни, снижение учебной мотивации, плохую успеваемость, нарушения поведения, коммуникативные трудности. И безуспешно пытаются бороться со следствиями, а не с причинами.

О. В. Хухлаева выделила 3 большие группы страхов, с которыми может справиться ребенок:

• темноты, монстров и чудовищ, оставаться дома одному и т. п. – за всеми этими страхами скрывается глобальный страх смерти;

• негативной оценки со стороны окружающих, порицания, несоответствия социальным нормам, различных ошибок – это группа социальных страхов;

• раскрывать свой внутренний мир, проявлять себя – это страх самовыражения.

Часто, особенно если ребенок активен, страхи прячутся за агрессивным поведением, и тогда мы видим проявление агрессии в самых разных формах:

• страх смерти может вызвать агрессию защитную, которая выражается в стремлении драться, защищать свои границы и таким образом противостоять страху;

• социальные страхи могут породить деструктивную агрессивность, неорганизованность и забывчивость, стремление нарушать правила, действуя напрямую или исподтишка;

• боязнь самовыражения может приводить к демонстративной агрессивности, стремлению привлечь внимание любыми доступными способами, в том числе нарушениями социальных норм.

Для коррекции данных эмоциональных состояний, нами с коллегами была приобретена психологическая игра О. В. Хухлаевой «Опасности волшебного леса».

Данная игра направлена на проработку представленных выше страхов.

В ходе игры ребенок идентифицируется со своими страхами и получает над ними контроль, кроме того, страхи становятся смешными и веселыми, перестают быть пугающими, у детей появляется возможность эмоционально отреагировать и тем самым снять напряжение, снижая значимость пугающих событий.

Игра направлена, прежде всего, на коррекцию разнообразных страхов у детей, дошкольного и младшего школьного возраста. Однако в нашем реабилитационном центре данная игра успешно применяется и для работы с подростками. К тому же данная игра позволяет придумать и вырезать новые задания от гномов. Так в процессе занятия мы обязательно интересуемся у детей задания, каких гномов им нравиться выполнять больше всего. Ориентируясь на мнения и пожелания детей, а так же на особенности каждой группы, с которой приходиться работать задания с гномами были дополнены.

В комплект игры входит:

• игровое поле

• карточки с заданиями для игроков

• дополнительные карточки с персонажами (отдельный лист)

• кубик

• фишки для игроков

• инструкция

• памятки для ведущего и для игроков

Желательно иметь секундомер (выполнение некоторых заданий ограничено по времени).

Персонажи игры (гномики) размещены на поле так, чтобы была возможность проработать разные виды страхов.

• Злюкодав (просит игроков злиться раздражаться и даже ругаться).

• Бояськин (пугаться и пугать других, вспоминая, чего же можно бояться).

• Смехатун (хихикать от души и смешить других игроков).

• Неправин (дурачиться, все делать шиворот на выворот).

• Поболтушка (улыбаться и рассказывать истории).

• Добролина (благодарить других игроков и говорить комплименты).

Примеры заданий от Злюкодава: Сделай вид, что хочешь укусить своего соседа. Изобрази боксера на ринге

Примеры заданий от Бояськина: Сделай испуганное лица, Узнай у своего соседа чего он биться?

Примеры заданий Смехатуна: «Изобрази без слов любимое блюдо», «Расскажи анекдот».

Примеры заданий Неправина: «Скажи о себе неправду», Изобрази любимое животное.

Примеры заданий Побалтушка: «Скажи два раза: Выдры красотки бояться щекотки» «Быстро назови цвета радуги».

Примеры заданий от Добролины: «Скажи любому игроку ты хорошо, Твои любимые животные».

Для придания игре большей динамичности на поле есть стрелки для перемещения вперед (красные) и назад (синие).

Если вы не хотите использовать их, просто закройте клетки с красными и синими цветками дополнительными изображениями гномов в этом случае можно будет не обращать внимания на стрелки.

Кроме того есть клетки без гномиков. Попадая на них, игрок получает передышку. Расположенный на клетке символ подскажет, каким образом игрок может отдохнуть на этой клетке:

Гантелька приглашает потянуться и сделать небольшую зарядку.

Солнышко вспомнить о чем — то приятном.

Спящий кот – просто посидеть с закрытыми глазами и расслабиться.

Важным преимуществом игры является то, что она позволяет исключить кого — то из гномов или, наоборот, увеличить количество гномов определенной категории — используя дополнительные карточки с персонажами, предварительно разрезав лист с изображениями гномов.

Так, если игра в первую очередь проводится для коррекции у детей страхов и защитной агрессии, то можно добавить на поле карточки с Злюкодавом, Бояськиным, Смехотуном (закрыв ими клеточки, где изначально планировались задания Неправина, Поболтушки и Добролины).

Если в поведении ребенка прослеживается наличие социальных страхов и стремление к нарушению правил то стоит добавить карточки Неправина, Злюкодава и Смехотуна.

Детям, которые боятся любых форм самовыражения, а так же склонны к демонстративности полезно будет играть с Поболтушкой, Злюкодавом, Неправином.

Игра также способствует развитию фантазии, креативности, спонтанности, повышению уверенности в себе, оптимизации межличностных отношений, созданию хорошего настроения.

Источник: maam.ru