Презентация «Взгляд на понятие «одаренность» Л. С. Выгодского»

Егорова Юлия
Презентация «Взгляд на понятие «одаренность» Л. С. Выгодского»

Слайд 1

Взгляд на понятие «одаренность» Л. С. Выгодского

Слайд 2

Лев Выготский, биография которого началась в благополучной еврейской семье в городе Орше, появился на свет 17 ноября 1896 года.

Родители Льва были образованными и обеспеченными людьми. Мама работала учительницей, отец был купцом. В семье Лев был вторым из восьми детей. Детство Льва было вполне благополучным, мама все свое время посвящала детям. Родители одобряли тягу сына к обучению.

Слайд 3

Лев Семенович Выгодский формировался под влиянием учителя, а также брата Давида. Он с детства увлекался литературой и философией. Его любимым философом стал Бенедикт Спиноза, и это увлечение ученый пронес через всю жизнь.

Слайд 4

Он окончил одновременно два факультета московского вуза (МГУ и Народный университет Шанявского): юридический и историко-филологический.

Слайд 5

Выготский был, прежде всего, психологом. Он выбрал для себя такие направления исследований:

• сравнение взрослых и детей;

• сравнение современного человека и древнего;

• сравнение нормального развития личности с патологическими поведенческими отклонениями.

Слад 6

Ученый составил программу, которая определила его путь в психологии: искать объяснение внутренних психических процессов вне организма, во взаимодействии его с окружающей средой. Ученый считал, что понять эти психические процессы можно только в развитии. А наиболее интенсивное развитие психики происходит у детей.

Так Выготский пришел к углубленному изучению детской психологии. Он исследовал закономерности развития обычных детей и аномальных. В процессе исследований ученый пришел к изучению не только процесса развития ребенка, но и его воспитания. А поскольку изучением воспитания занимается педагогика, Выготский начал исследования и в этом направлении.

Слайд 7

Он считал, что любой педагог должен строить свою работу с опорой на психологическую науку. Так у него связалась психология с педагогикой. А несколько позже выделилась отдельная наука в социальной педагогике — психологическая педагогика.

Слайд 8

Несмотря на то, что общество всегда нуждалось в творческих людях, исследования по психологии талантов и способностей начали появляться лишь с середины XX века, чему способствовало накопление в психологии данных о природе таланта и условий, обеспечивающих его развитие.

Слайд 9 Сущность определения «одаренность» по Л. С. Выгодскому

Одаренность как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующей при ее отсутствии.

Рассмотрим, как раскрывается понятие «одаренность» через понятие «задатки» и «возможность».

В работах по педагогической психологии Л. С. Выгодский при рассмотрении повышенного уровня способностей исходил из положения, что обучение опережает развитие и развивающим является только такое обучение, которое опирается на зону ближайшего развития. Развитие должно осуществляться и с учетом наследственных предпосылок. Поэтому Л. С. Выгодский рассматривает одаренность как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирует при ее отсутствии.

Слайд 10

Выгодский Л. С. изучал работы своих современников: Зигмунда Фрейда, Жана Пиаже, Марии Монтессори. Он занимался исследование того, как увеличить вовлеченность детей в процесс обучения новым знаниям. Исследование Выгодского показало, что в группе детей одного уровня развития некоторые дети обучаются с небольшой помощью, в то время как другие делаю это сасостоятельно.

Слайд 11

Выгодский Л. С., Лурия А. Р. придерживались мнения о том, что для успешного развития одаренности необходимо создание насыщенной, эмоционально богатой культурной среды, где одаренность ребенка могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатом.

Благодаря погружению ребенка в культуру и культурную среду он получает возможность глубже осознавать и развивать свои интересы. Основная доминанта такого подхода – формирование культурной одаренности ребенка. Культурная одаренность «заключается, прежде всего, в том, чтобы имея от природы средние или не высокие задатки, достигать с помощью их рационального использования таких результатов, каких другой, культурно неразвитый человек, может достигнуть только с помощью натуральных задатков, значительно более сильных.

Слайд 12

Выгодский Л. С. полагает, что признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдений за характером его действий.

Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности.

Слайд 13

Разрабатывая представления Л. С. Выгодский, Л. А. Венгер и О. М. Дьяченко раскрывают структуру умственной одаренности у детей дошкольного возраста на основе анализа специфики и уровня развития трех основных компонентов: познавательной мотивации, умственных способностей и специфически дошкольных видов деятельности (игра, продуктивные виды деятельности, в которых ребенок может реализовать свои возможности как субъект.

Слайд 14

Позиция Л. С. Вышодского находит свое развитие в современных исследованиях, рассматривающих в совокупности природных задатков одно из условий формирования способностей.

Выдающийся ученый Выготский Лев Семенович, основные труды которого входят в золотой фонд мировой психологии, многое успел за свою короткую жизнь. Он заложил базу многих последующих направлений в педагогике и психологии, некоторые из его идей еще ждут своего развития. Психолог Лев Выготский принадлежал к плеяде выдающихся русских ученых, которые сочетали в себе эрудированность, блестящие риторические способности и глубокие научные знания.

Источник: maam.ru