«Постановка и автоматизация звуков раннего онтогенеза у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития»

Юлия Ванченко
«Постановка и автоматизация звуков раннего онтогенеза у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития»

Все звуки русского языка можно условно поделить на две категории: звуки раннего онтогенеза и звуки позднего онтогенеза.

К звукам позднего онтогенеза относятся те согласные звуки, которые не сразу становятся по подражанию у детей к 5 – ти летнему возрасту: Ль, Л, С, Сь, З, Зь, Ц, Щ, Ч, Ш, Ж, Р.

А все остальное это звуки раннего онтогенеза это:

гласные верхнего ряда А, О, У, Э, Ы

гласные нижнего ряда Я, Ё, Ю, Е, И,

Согласные губно-губные М, П, Б,

губно-зубные Ф, В,

заднеязычные Й, Х, К, Г,

переднеязычные Т, Д, Н.

По данным кандидата педагогических наук Жуковой Надежды Сергеевны звуки речи усваиваются детьми в следующем порядке:

1 год3 мес. — 1 год 8 месяцев: а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь; к;

1 год 8 мес. -1 год 10 месяцев: хь, ць, й;

1 год 10 мес. — 2 года: н, т, д;

2 года – 2 года 6 мес. : с, л, ы, в, р, з

2 года 6 мес. – 3 года: ч, ш, ж, щ, ц.

Таким образом, к 3-4 летнему возрасту, звуковая сторона речи усваивается детьми полностью.

Но так бывает не всегда, даже у детей без двигательных нарушений. Очень часто в возрасте до трех лет, а именно этот возраст является чувствительным для формирования речи, в родители не дают ребенку нормативных образцов звуков. С одной стороны главная задача родителей любить своего ребенка, а не искать у него дефекты но, тем не менее, в речи детей закрепляются патологические стереотипы, которые потом очень трудно изжить. А именно:

• йотированные звуки «я», «ё», «е», «ю» произносятся как ля, лё, ле, лю;

• звуки «ф» и «в» произносится губно – губно, а не губно – зубно;

• отсутствуют заднеязычные «к» и «г» заменяются соответственно на «т» и «д»;

• звуки «т» и «д» произносятся в английском варианте ближе к «ч»;

• все звонкие согласные оглушаются;

• все твердые согласные смягчаются.

В ходе работы над этими недостатками речи необходимо включать упражнения на слуховое внимание на основе неречевых звуков: музыкальные инструменты; звуковые цилиндры; дыхательную гимнастику (вдох через нос, выдох через рот. Круглый животик. Дутье на снежинки, в трубочку); массаж лица и языка (при наличии дизартрического компонента).

Постановка и автоматизация йотированных гласных.

Артикуляционная гимнастика: почистить язычком нижние зубки вправо – влево, посчитать язычком нижние зубки, «сердитая киска», «катушка».

Медленно произнеси сочетания звуков: Повтори быстро:

иа – иа – иа — иа – иа – иа иа – иа – иа — иа – иа – иа

ио – ио – ио – ио – ио – ио ио – ио – ио – ио – ио – ио

иу – иу – иу – иу – иу – иу иу – иу – иу – иу – иу – иу

иэ – иэ – иэ – иэ – иэ – иэ иэ – иэ – иэ – иэ – иэ – иэ

Повтори возгласы: ай, ой, эй.

Вместе с взрослым произнеси слова:

Дай, май, пой, лей, чай, клей, змей, попугай.

Яма, ем, еду, ежи, юбка, Юля, ёж.

Майка, лайка, лейка, зайка, чайка, чайник, линейка.

Постановка и артикуляция звуков «ф» и «в».

1. Артикуляционная гимнастика: сморщить лоб, нахмурить брови, сморщить нос и оскалить зубы, открыть и закрыть рот, улыбка-хоботок, лопатка, трубочка (языком или губами, толстячок, худышка, накажем непослушный язычок губами – та-та-та и зубами ля-ля-ля, причешем язычок, часики, качели.

2. Уточнение артикуляции звука «ф»: верхние зубы на нижнюю губу + выдох через рот;

3. Изолированное произнесение звука «ф»;

1. Произнести слог «фа», и цепочки слогов «фа-фа-фа». Договаривание слов: фа-та, фон-тан.

2. Произнести слог «фу» и цепочки слогов «фу-фу-фу». Проговаривание слова: фу-фай-ка, фут-бол.

3. Произнести слог «фо и цепочки слогов «фо-фо-фо». Проговаривание слова: Фо-ма, фо-нарь, фор-ма, фир-ма.

4. Произнести слог «оф», и цепочки слогов «оф-оф-оф». Проговаривание слов: коф-та,

5. Произнести слог «фы», и цепочки слогов «фы-фы-фы. Договаривание слов: шка-фы, жира-фы. Голь-фы.

6. Произнести слог «фи» и цепочки слогов «фи-фи-фи». Проговаривание слов: фи-нал, фи-лин, Фи-липп, фи-ниш, фиш-ка.

7. Произнести слог «фе» и цепочки слогов «фе-фе-фе». Проговаривание слов: фея, кон-фе-та, ко-фе, салфет-ка.

8. Различение звуков «в» и «ф» — колокольчик и «птички».

9. Дразнилки произнести громко и тихо: вы-ва-во, фы-фа-фо, ва-во-вы-ве, фа-фо-фы-фе.

10. Упражнение на развитие дикции, интонации, выразительности:

1. Сказала тетя: «Фи! Футбол!»,

2. Сказала мама: «Фу! Футбол!»,

3. Сестра сказала: «Ну! Футбол!»,

4. А я ответил: «Во! Футбол!»

Постановка и автоматизация звука «в».

1. Артикуляционная гимнастика: сморщить лоб, нахмурить брови, сморщить нос и оскалить зубы, открыть и закрыть рот, улыбка-хоботок, лопатка, трубочка (языком или губами, толстячок, худышка, накажем непослушный язычок губами – та-та-та и зубами ля-ля-ля, причешем язычок, часики, качели.

2. Уточнение артикуляции звука «в»: верхние зубы на нижнюю губу + голос. Изолированное произнесение звука «в»;

1. Произнести слог «ва» и цепочку слогов «ва-ва-ва». Договаривание слов: и-ва, Во-ва, со-ва, тра-ва, дро-ва, сли-ва, коро-ва. Произнесение слов, начинающихся со слога «ва»: Ва-ня, Ва-ся, ваф-ли, Ва-ля, Ва-лера, ва-ренье, ва-гон, кан-ва, ва-ленки, ва-нна, ди-ван.

2. Произнести слог «во» произнесение цепочки слогов «во-во-во». Произнесение слов, начинающихся со слога «во»: Во-ва, во-рота, во-рона, во-робей, со-вок,. Четко произнести слова: вот, вон.

3. Произнести слог «вы» произнесение цепочки слогов «вы-вы-вы». Договаривание слов: сли-вы, тык-вы, тра-вы, бук-вы, кана-вы.

4. Произнести слог «ве» и слоговую цепочку «ве-ве-ве» Произнесение слов, начинающихся со слога «ве»: ве-нок, ве-ник, вет-ка, ве-тер, ве-шалка.

5. Произнести слог «ви» и слоговую цепочку «ви-ви-ви» Произнесение слова, заканчивающимся слогом «ви»: Ви-тя, ки-ви, вин-тик.

Постановка и автоматизация звука «К».

Артикулиционная гимнастика: «лягушка» — «хоботок», «лопатка – иголочка», «киска сердится», почистить язычком нижние зубки вправо – влево, посчитать язычком нижние зубки, «катушка», «качели» (поочередно упираться языком, то в нижние зубы, то в верхние).

Произнести по подражанию: к – к – к – к – к.

Медленно произнеси слоги: Медленно произнеси слоги:

ка – ка – ка — ка – ка – ка ак – ак – ак — ак – ак – ак

ко – ко – ко – ко – ко – ко ок – ок – ок – ок – ок – ок

ку – ку – ку – ку – ку – ку ук – ук – ук – ук – ук – ук

кэ – кэ – кэ – кэ – кэ – кэ. эк – эк – эк – эк – эк – эк

Повтори, как кудахчет курочка: ко – ко – ко; как кукует кукушка ку-ку, ку-ку, ку-ку.

Договори слова: ветка, банка, утка, сумка, сетка, елка, собака, мишка, мошка, мышка, книжка, девочка, лягушка, мак, гамак, тыква, такси.

Вместе со взрослым повтори слова:

Коса, коза, какао, каток, кабан, кактус, капуста, каша, лак.

Кот, конь, кофе, коньки, котенок, конфета, колготки, колобок, молоко, колокольчик, окно, облако.

Кукушка, кукла, кузнечик, лук

Киты, киви, кепка, букет,

Соки, носки, нитки, нотки, санки, сосиски, вилки, ложки, мышки.

Кубики, жуки, книжки, флажки.

Ослик, листик, чайник, зонтик, мальчик, паук, утюг, индюк

Постановка и автоматизация звука «Г».

Артикуляционная гимнастика: «лягушка» — «хоботок», «лопатка – иголочка», «киска сердится», почистить язычком нижние зубки вправо – влево, посчитать язычком нижние зубки, «катушка», «качели» (поочередно упираться языком, то в нижние зубы, то в верхние).

Произнести по подражанию: г – г – г – г – г (с контролем голоса – положить кисть руки на горло).

Медленно произнеси слоги: аг

га – га – га — га – га – га

го – го – го – го – го – го

гу – гу – гу – гу – гу – гу

ги – ги – ги – ги – ги – ги.

Повтори, как гогочут гуси: га – га – га.

Договори слова: нога, книга, бумага, дорога, телега, тайга, слуга, берега, Волга, Рига, шаги, сапоги, деньги, флаги, стриги, враги, дороги, серьги, пироги.

Вместе со взрослым повтори слова: аг – огни, магнит, га — гамак, Галя, голова, галка, гайка, газета, газон, газель, пуговица, попугай, нога, юнга, книга, бумага, телега, балаган,; го – год, гонка, гонщик, гости, гол, голубь, гольфы, огонь, погоня, угол, уголь, вагон, загон, ягоды, колготки, голос, голод, гу – гусь, гул, гуля, губы, губка, гудок, гуди, гусеница, лягушка; ги – сапоги, деньги.

Источник: maam.ru