Комплекс заданий по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ФФНР

Овчарова Татьяна
Комплекс заданий по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ФФНР

Комплекс заданий по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ФФНР

1. Коррекционная работа по развитию ориентации в собственном теле и пространстве.

Задачи коррекционной работы:

— Научить ребенка осознанию схемы собственного тела и тела другого человека (животного, объекта, предмета).

— Привить навыки пространственных отношений между предметами и собственным телом; телом другого предмета.

Усвоить понятия: позади, впереди, слева, справа, близко, далеко и т. д.

Задание 1. «Топ-топ, хлоп-хлоп».

Взрослый становится напротив ребенка, читает стихотворение и выполняет движение. Ребенок должен повторять.

Мы ногами топ-топ (топает ножками,

Мы руками хлоп-хлоп (хлопает руками,

Мы ручки поднимаем (ребенок поднимает руки вверх,

Мы ручки опускаем,

Мы ручки подаем (протягиваем ребенку руки, берем его за руки и кружимся.)

И бегаем кругом (держась за руки немного покружиться).

Задание 2. «У жирафов пятна, пятна»

Взрослый становится напротив ребенка, читает стихотворение и выполняет движение. Ребенок должен повторять.

У жирафов.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладонями.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

Задание 3. «Свет, мой зеркальце»

Ход занятия:

Взрослый садится с ребенком перед зеркалом и просит показать левый глаз, правое ухо, взять правой рукой и дотронуться до левого уха, на правой руке показать мизинец, «поздороваться» большим пальцем левой руки с указательным пальцем правой руки и т. д.

Задание 4. «Одень Мишку и Зайку»

Взрослый предлагает ребенку выполнять следующие поручения: «Одень Мишке кофту», «Завяжи шарф сзади», «Слева посади зайца», «Одень зайцу сначала правый носок, затем левый» и т. д.

Задание 5. «Далеко-близко»

Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинке и сказать, что нарисовано на рисунке далеко, а что близко. Далее, дает задание ребенку нарисовать дерево, которое близко и которое далеко.

2. Коррекционная работа по развитию темпо-ритмических характеристик.

Задачи коррекционной работы:

— Научить ребенка воспроизводить общие движения в заданной последовательности.

— Развивать чувство темпа, ритма на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений;

Задание 1. «Делай как я, делай сам»

Взрослый поворачивается спиной к детям и выполняет упражнения из двух, а затем из трех движений:

1) руки на пояс, вверх, на пояс, вверх. ;

руки в стороны, на пояс, в стороны, на пояс. ;

руки за голову, в стороны, за голову, в стороны. ;

руки на пояс, на плечи, на пояс, на плечи. ;

1) нога вперед, назад, вперед, назад. ;

нога в сторону, на место, в сторону, на место. ;

нога назад, на место, назад, на место. ;

Задание 2. «Веселые капельки»

Картинки с изображением капелек. Дети хлопают (топают, постукивают, воспроизводя заданный темп. Если расстояние между капельками большое, дети хлопают медленно, если маленькое – быстро. Если капелька маленькая, хлопают тихо, если большая – громко. (Приложение 2.)

Задание 3. «Маленький композитор»

Ребенку предлагается самому сочинить песенку из символических рисунков (ладошки – хлопает; кулачок – стучит кулачком по столу).

Каждый ребенок выкладывает свой ряд символических картинок, а затем воспроизводит свою «песенку»; воспроизводит «песенку» другого ребенка. (Приложение 3.)

Задание 4. «Продолжи дорожку»

Ребенку предлагается выложить дорожку из геометрических фигур, соблюдая следующую последовательность:

А) синий квадрат, красный треугольник, синий квадрат, красный треугольник….

Б) синий квадрат, красный треугольник, красный треугольник, синий квадрат….

В) маленький треугольник, средний треугольник, большой треугольник.

Г) маленький треугольник, большой треугольник, маленький треугольник, большой треугольник.

Задание 5. «Нарисуй коврик»

Ребенку предлагается на чистом листе бумаги нарисовать коврик, согласно инструкции выполнять соответствующие действия:

Нарисуй синий прямоугольник в центре листа, в верхнем левом углу -красный круг, в нижнем правом углу — красный круг, в верхнем правом углу – зеленый круг, в нижнем левом углу – зеленый круг. Слева и справа от прямоугольника нарисуй желтые треугольники.

Задание 6. «Дождик»

Детям предлагается хлопать в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова “Кап, кап, кап”. В дальнейшем дети совместно с логопедом проговаривают слова стихотворения.

Логопед читает стихотворение:

Капля раз, капля два,

Капля медленно сперва: Кап, кап, кап.

Стали капли поспевать,

Капля каплю подгонять: Кап, кап, кап.

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.

Кап, кап, кап.

Задание 7. «Маленький оркестр»

А) Ребенку предлагается соотносить ритм звучания музыкальных инструментов с ритмом движений.

Звучание каждого музыкального инструмента соотносится с имитационным движением. Например, звучание колокольчика соответствует раскачивающим движениям кистей рук, барабана —попеременным движениям кулаков по столу, бубна —похлопывающим движениям кулака о раскрытую ладонь, дудочки —синхронным движениям обеих рук, прижатых к губам. Ребенок слушает звучание и воспроизводит соответствующее движение.

Б) Ребенку предлагается игровая ситуация: как только он слышит звук бубна, то кладет на дорожку кружочек (инструмент находится за ширмой). Логопед стимулирует ребенка к выполнению действия сразу после звукового сигнала. Далее ребенку предлагается озвучить дорожку, играя на бубне столько раз, сколько кружочков на дорожке.

3. Коррекционная работа по развитию слоговой структуры слова

Задачи коррекционной работы:

1. Обучение операциям восприятия и воспроизведения слов различной слоговой структуры.

2. Обучение навыкам самоконтроля при произнесении слов сложной слоговой структуры.

Задание 1. «Длинное и короткое»

А) Ребенку предлагается соотносить короткие и длинные слова (предметные картинки) с короткой и длинной ленточкой. (Приложение 4.)

Речевой материал: еж, бегемот, монета, собака, суп, велосипед, рак, ракета, дом, гусеница, черепаха.

Б) Ребенку показывают карточку-символ, обозначающую длину слова, а он самостоятельно придумывает слово, подходящее к символу.

Задание 2. «Моя песенка»

А) Ребенку предлагается определить количество коротких (длинных) языковых единиц (у-у-у) и выкладывать соответствующее число символов (кружков, квадратиков и т. д.).

Б) Ребенок воспроизводит количество коротких (длинных) языковых единиц (о-о-о) на основании заданного числа зрительно воспринимаемых символов.

В) Ребенок воспроизводит содержащих паузы последовательность звуков с паузой, вначале одинаковые (и. и-и, затем разные (а. и-и) на основе: слухового восприятия; зрительного восприятия схемы.

Задание 3. «Да или нет»

А) Ребенку предлагаются предметные картинки, логопед называет слова, а ребенок говорит: «Да» — если слово названо правильно. Говорит: «Нет» — если слово названо неправильно.

Картинный материал: собака, бананы, кот, уточка, коза, самолет, лопата.

Речевой материал: собака (табака, бананы (мананы, кот (ток, уточка (удочка, коза (коса, самолет (масолет, лопата (мапата).

Задание 4. «Закончи слово».

Ребенку предлагается рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: бумага, заборы. Затем дети выполняют инструкцию.

Логопед называет начало слова, а ребенок продолжает. Затем называет слово полностью.

Речевой и картинный материал:

а) слова из трех и четырех слогов без стечений согласных звуков:руба. (ха, бума. (га, забо. (ры, пана. (ма, маши. (на, соба. (ка, лопа. (та,газе. (та, часи. (ки, бана. (ны, мали (на, каче. (ли, бере. (за, мага. (зин,васи. (лек, поми. (дор,теле. -(фон, беге. (мот, паро. (ход, пуго. (вица,гусе. (ница).

б) слова со стечениями согласных звуков: коф. (та, бан. (ка, вет. (ка, птич. (ка, мыш. (ка, свеч. (ка, подуш. (ка, конфе. (та, стака. (ны);

в) слова из двух слогов без стечений согласных звуков: да. (ча, но. (га, лу. (на, ли. (цо, ту. (ча, но. (ты)ли. (са, му (ха, со. (ва).

Задание 5. «Угадай слово».

Ребенку предлагается рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, названия которых не имеют общих структурных элементов, например: картошка, дубина, мышонок. Затем дети выполняют инструкцию. Логопед называет конец слова, а дети угадывают, что это за слово.

Речевой материал: (ду). бина, (кар). тошка, (ры). балка, (ка). бина, (бо). тинки, (бу). тылка, (жур). налы, (ска). калка, (мы). шонок; (ко). тенок, (зай). чонок, (те). ленок; (ба). тарейка, (пис). толеты, (ав…тобу-сы, (по). росенок; (дуби). на, (картош). ка, (ры-бал). ка, (каби). на, (ботин). ки, (бутыл). ка, (жур-на). лы, (скакал). ка, (мышо). нок, (коте). нок, (зайчо). нок, (теле). нок; (но). га, ли. (са, (ли). цо, (лу). на, (лу). жа, (ту). ча, (ру). ка, (но). ты.

Картинный материал: нога, лиса, лицо, луна, лужа, туча, рука, ноты, дубина, кабина, зайчонок, картошка, рыбалка, ботинки, бутылка, теленок, журналы, котенок, скакалка, мышонок, батарейка, пистолеты, автобусы, поросенок.

I. Игры с опорой на наглядность, музыкальные инструменты, движения:

1. Измерение количества слогов в слове хлопками (ма-ши-на, хлопнули три раза);

2. Подбрасывание мяча с одновременным проговариванием слогов (ка-би-на).

3. Отстукивание слогов мячом об пол и одновременное произнесение слова (па-на-ма).

4. Отстукивание слогов молоточком и одновременное произнесение слова (ка-ша).

5. Деление слова на слоги с помощью прыжков на месте (све-то-фор);

6. Сгибание-разгибание пальцев рук с синхронным проговариванием слогов;

7.«Подъем» пальцами рук по объемной или плоскостной лестнице с одновременным проговариванием слогов;

8. Проговаривание слогов с опорой на ходьбу, ребенок делает столько шагов, сколько слогов в слове (мед-ведь);

9. Нанизывание колец на стержни с одновременным проговариванием цепочки слогов (на каждое кольцо–один слог);

10. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, если слово произнесено правильно и топнуть — если неправильно.

II. Без опоры на наглядность, музыкальные инструменты, движения:

1. Повторение за логопедом, ребенок изображает эхо, которое должно повторить слоги или слова правильно;

2. Повторение слогов и слов за игрушкой-героем занятия;

3. Пропевание слов сопряжено с логопедом;

4. Придумывание слов на заданный слог устно (ма, ко и др.);

5. Называние ударного и неударного слогов (слог МИ в слове пирамида);

6. Проговаривание слогов наоборот (са-ас, тса-аст);

Источник: maam.ru