План-конспект занятия по развитию элементов логического мышления в старшей группе «Всему своё место»

Демьянова Наталья Васильевна
План-конспект занятия по развитию элементов логического мышления в старшей группе «Всему своё место»

Программное содержание:

Образовательные:

-Продолжать осваивать действия ориентировки в сериационных отношениях между понятиями – зимней одежды;

-продолжать осваивать графическое построение модели классификационных отношений между понятиями: игрушки, одежда, животные.

Развивающие:

— развивать логическое мышление через сравнение и анализ объектов зимней одежды, через решение логических задач;

— развивать речь детей опираясь на описательные характеристики понятий, в высказывании своей точки зрения.

Воспитательные:

— воспитывать навыки делового общения, соблюдения правил очередности в играх и занятиях;

— воспитывать желание помогать другому, высказывать свою точку зрения, аргументировать её .

Методы и приемы:

— словесный (вопросы о назначении каждого вида зимней одежды; использование модели куклы с одеждой для мотивации детей, объяснение выполнения задания, «подсказки» воспитателя для решения логических задач, анализ построения сериационных рядов детьми, напоминания, поощрения детей, индивидуальная работа воспитателя по составлению моделей);

— наглядный (модель куклы с одеждой зимнего сезона, использование демонстрационного и раздаточного материала по теме «Зимняя одежда», «Игрушки», «Одежда» «Животные», использование мячей разного размера);

— практический (решение логических задач на основе анализ действий детей, рисование графических моделей при помощи кругов Эйлера).

Предварительная работа:

Выстраивание сериационных рядов по понятиям животные, Д/И «Разложи на группы» — классификация разных предметов, моделирование с помощью кругов – самостоятельное рисование моделей – кругов.

Материал для занятия:

Модель куклы, карточки с изображением шубы, зимнего пальто и теплой куртки, по 3 карточки с изображением игрушек, одежды, животных, простой карандаш, лист бумаги, фишки для поощрения детей, мячи разного размера.

Ход занятия

Деятельность воспитателя Деятельность детей

Воспитатель вносит в группу куклу, вырезанную из картона и три вида теплой одежды (карточки) – шубу, пальто, куртка.

— Ребята, кукла Таня пришла спросить у вас совета, что лучше ей надеть собираясь на улицу. Давайте вместе рассуждать, что из этих вещей самое тёплое?

— Что менее теплое, чем шуба?

— Что из этих вещей самое холодное?

Молодцы. А сейчас давайте обозначим всё, что мы сейчас сказали кругами.

Воспитатель предлагает три круга разной величины.

— Каким кругом мы обозначим шубу? Почему?

— Что будет обозначать круг поменьше? Почему?

— Каким кругом обозначим куртку? Почему?

— А сейчас мы дадим точный ответ Тане, что надо надеть сегодня, чтобы не замерзнуть.

Воспитатель предлагает детям выйти на ковер и поиграть в игру с мячами разной величины, на основе логических задач.

— Ребята, сейчас я предлагаю отгадать у кого самый большой мяч. Послушайте мою подсказку: у Сони мяч меньше, чем у Егора, у Иры мяч больше чем у Сони.

Воспитатель предлагает другим детям исполнить роль ведущего, меняется задание и соответственно подсказка. Те дети, кто справился с заданием первыми, получают фишки.

Далее воспитатель предлагает детям пройти за столы для выполнения задания. Дети садятся за стол, у каждого из них по 3 карточки с изображением игрушек, одежды, животных.

— Ребята, рассмотрите карточки и скажите, можно ли их разделить на группы? Воспитатель проверяет выполнения задания у каждого ребенка, ошибки разбираются индивидуально.

— Назовите, пожалуйста, каждую группу и нарисуйте на листе то, что у вас получилось с помощью кругов?

— Ребята, что обозначает и как называется каждый круг?

Воспитатель спрашивает несколько детей, поощряет, совместно с детьми подводит итог занятия.

Источник: maam.ru