Педагогический проект по теме «Формирование сенсорных эталонов у детей 3–5 лет посредством дидактических игр»

Елена Кузнецова
Педагогический проект по теме «Формирование сенсорных эталонов у детей 3–5 лет посредством дидактических игр»

Тема проекта «Формирование сенсорных навыков у детей 3-5 лет посредством дидактических игр».

Актуальность проекта определена Основной образовательной программой муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад №455 «Снеговичок» комбинированного вида» разработанной творческой группой ДО и основанной на примерной программе «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с требованиями ФГОС ДО и заключается в том, что формирование сенсорных эталонов посредством дидактических игр способствует:

• интеллектуальному развитию детей, развитию восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;

• умению устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;

• умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей;

• выполнению функции контроля над состоянием сенсорного развития детей.

Цель проекта: систематизация работы воспитателя по формированию сенсорных навыков у детей 3-5 лет посредством дидактических игр.

Задачи проекта:

1. Выявить уровень сформированности сенсорных эталонов детей 3-5 лет, путем проведения педагогического мониторинга.

2. Изучить методическую литературу и подобрать дидактические игры по формированию сенсорных эталонов у детей 3-5 лет.

3. Пополнить РППС в соответствии с требованиями ФГОС.

4. Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание принимать активное участие в работе детского сада.

Стратегия реализации проекта:

Цель педагогической деятельности: создание условий для формирования сенсорных эталонов у детей 3-5 лет посредством дидактических игр.

Воспитательно-образовательные задачи:

Формировать у детей 3-4 лет умения:

• называть 4 основных цвета: красный, синий, зеленый, желтый. ;

• называть и различать круг, треугольник, квадрат;

• дифференцировать предметы по величине,

• определять осязаемые свойства предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.).

Формировать у детей 4-5 лет умения:

• Различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, а также шар, куб;

• Называть 6 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный);

• Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной величины.

Планирование и организация деятельности по этапам проекта. Описывается содержание работы на трех этапах:

1. Подготовительный — (сентябрь, октябрь);

2. Основной — (ноябрь-март);

3. Заключительный — (апрель).

Подготовительный этап:

Проектирования педагогической деятельности воспитателя по формированию сенсорных эталонов у детей 3-5 лет посредством дидактических игр:

• составление перспективного плана работы воспитателя на основе основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» разработанной на основе ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года);

• подбор дидактических игр, направленных на формирования сенсорных эталонов у детей 3-5 лет.

Подготовительный этап

• проектирование педагогической деятельности воспитателя по формированию сенсорных эталонов у детей 3-5 лет посредством дидактических игр:

• педагогический мониторинг, в основе которого лежит основная образовательная программа дошкольного образования муниципального казенного образовательного дошкольного учреждения города Новосибирска «Детский сад №455 «Снеговичок» комбинированного вида», разработанная в соответствии ФГОС ДО и с учетом программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014;

• составление перспективного плана работы воспитателя на основе основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» разработанной на основе ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года);При составлении перспективного плана и подборе дидактических игр учитывались результаты педагогического мониторинга по выявлению и оценке сенсорного развития детей 3-5 лет.

• подбор дидактических игр, направленных на формирования сенсорных эталонов у детей 3-5 лет.

• анкетирование с целью выявления интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников.

• Проведена консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей 3-4 лет»

• Проведена консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей 4-5 лет»

Основной этап

На протяжении основного этапа с детьми проводились дидактические игры согласно перспективного плана. В этих играх у детей формировались эталонные представления о цвете, форме, величине, осязаемых свойствах предметов); дети учились сравнивать и различать контрастные по величине предметы (большой – маленький, форме (круг, квадрат, треугольник, цвету (красный, желтый, зеленый, синий, черный и белый); совершенствовался чувственный опыт.

На протяжении всего проекта велась постоянная работа с родителями, как с непосредственными участниками проекта:

• Мастер-класс «Умная игрушка — Мозаика»;

• Консультация для родителей «Формирование сенсорных эталонов посредством дидактических игр»;

• Консультация для родителей «В какие игры можно играть с матрешками?»

• Помощь и участие родителей в детско-взрослый проекте «Веселые матрешки»;

• Индивидуальные консультации.

Результат реализации проекта педагогической деятельности:

1 Продукт: Детско-взрослый проект «Веселые матрешки».

2 Продукт: Картотека дидактических игр для педагогов по формированию сенсорных эталонов у детей 3-5 лет.

3 Продукт для родителей: рекомендации по организации дидактических игр по формированию сенсорных эталонов в домашних условиях.

Заключительный этап

• конечный педагогический мониторинг посредством дидактических игр с целью определения уровня сформированности сенсорных эталонов у детей путем наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей и проведения дидактических игр по заданию воспитателя.

• изготовлена дидактическая игра «Наряди матрешку»

• оформлена выставка детского творчества «Мы весёлые Матрёшки»;

• описательные рассказы детей о Матрёшке.

В результате реализации данного проекта педагогической деятельности по формированию сенсорных эталонов у детей 3-5 лет средствами дидактических игр стало повышение уровня сенсорного развития до среднего и высокого. у детей наблюдается заинтересованность в конечном результате, они стали принимать и понимать задание, выполнять его методом перебора вариантов; после обучения переходят к самостоятельному способу выполнения задания. Цели и задачи, поставленные на начальном этапе выполнены.

У детей 3-4 лет сформировались следующие умения:

• называть шесть цветов спектра;

• называть пять геометрических форм;

• дифференцировать предметы по величине,

• определять осязаемые свойства предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.);

• применять полученные представления при обследовании и обозначении свойств реальных вещей

У детей 4-5 лет сформировались следующие умения:

• группировать предметы по цвету, размеру, форме;

• различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

• называть основные цвета и их оттенки.

Источник: maam.ru