«Особенности театрализованных игр в дошкольном возрасте»

Иляна Швыдко
«Особенности театрализованных игр в дошкольном возрасте»

«Особенности театрализованных игр в дошкольном возрасте»

Одним из главных видов деятельности детей является игра. Большую часть своего времени дошкольники заняты не общением, учением или домашним трудом, а игрой. В дошкольном возрасте игра является средством формирования и развития многих личностных качеств ребёнка, средством удовлетворения его потребностей. В игре проявляются и закрепляются новые интересы и мотивы дошкольника.

Игра – отражение жизни. Здесь всё понарошку, но в этой условной обстановке, которая создаётся воображением ребёнка, много настоящего.

Действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания всегда подлинны, искренны. Ребёнок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он не настоящий лётчик или моряк, но чувствует себя отважным лётчиком или храбрым моряком, которые не боятся опасности, по — настоящему гордится своими победами.

Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актёры. Они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актёры.

Они играют для себя, выражая мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент.

В теории и практике работы с детьми дошкольного возраста театрализованные игры рассматриваются как действенное средство всестороннего развития личности, воспитания активности, коллективизма, уверенности в своих силах, инициативы.

Театрализованные игры займут определённое место в системе работы детского сада при условии:

— наличия и развития представлений и интереса детей к различным видам театра;

— разнообразия костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок по литературным произведениям;

— овладения детьми правила и приёмами того или иного вида театрализованной деятельности.

Руководство творческими играми – один из сложных разделов методики дошкольного воспитания. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, знания им психологии ребёнка, учёта его индивидуальных особенностей, правильного методического руководства игрой и др.

Основной путь воспитания в игре – влияние на её содержание, т. е на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и реализацию игровых образов.

Богатый материал для игровой деятельности ребёнка даёт жизнь в семье и в детском саду. В игре он отражает повседневные и необычайные, радостные события: новогоднюю ёлку, посещение кукольного театра, зоопарка. Задача педагога – помочь ребёнку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.

Опыт лучших педагогов убеждает, что единственно правильный путь управления игрой – создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувства детей.

Чрезвычайно велико влияние на игру ребёнка искусства и художественной литературы, в частности. Герои книг нередко становятся героями игр. Однако необходимо помочь детям разобраться в их характере, понять мотивы поступков, чтобы у дошкольников появилось желание воплотить в игре образы литературных произведений.

Опираясь на интересы детей, их представления педагог руководит выбором игры. Различными приёмами вызывает в памяти дошкольников то, что они видели, о чём читали.

Педагог в совместной с детьми игре показывает, как можно развернуть сюжет, всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем их творческой активности, свободного владения игровыми способами деятельности.

Стимулировать творческую активность детей в игре можно посредством включения в неё ролей из различных сфер социальной жизни или литературных произведений, а также посредством соединением сказочных и реальных событий. Например: педагог и воспитатель, и полицейский, и пожарный и Баба – Яга, Буратино и врач. Включение в игровой сюжет таких людей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей.

Театрализованные игры предполагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (мимики, жестов, интонации) точно воспроизвести идею художественного произведения и авторский текст. Это сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный её период.

И всё – таки не все дети самостоятельно способны включаться в театральную самодеятельность. Многих просто не допускают к такой деятельности, считая, что у них «нет данных». Это глубокое заблуждение. Все дети изначально талантливы, просто необходимо развить их природные задатки. Все дети изначально талантливы, просто необходимо развить их природные задатки. В этом помогут так называемые артистические игры. Играя в эти игры, дети познают мир людей, учатся проявлять свои чувства, исполняя разные роли, приобщающие к миру театра.

Игры, направленные на развитие творческих способностей

«Музыкальный театр»

Категория: Игры, направленные на развитие творческих способностей

Цель игры: пробудить у детей устойчивый интерес к музыкальному творчеству.

Необходимое оборудование: запись музыки Э. Тамберга «Танец колдуньи».

Ход игры. Игра проводится с группой детей. Задача игроков: попытаться пантомимой передать содержание и настроение музыки. Ребенок, в ходе игры проявивший себя наиболее ярко и эмоционально, получает звание народного артиста».

Игрокам предлагается прослушать пьесу и попробовать с помощью движений, жестов и мимики передать ее содержание. Для более успешного вхождения в образ зачитываются стихотворные строки, характеризующие сказочного персонажа музыкального произведения.

Заклинание ведьмы

Не пыли, дорожка,

Не шуми, трава.

Замолчите, птицы,

Не греми, гроза!

Вы не дуйте, ветры,

Солнце, не свети.

Живность вся земная,

Ты на миг замри!

Час для заклинаний.

Наконец настал!

Приготовлю зелье,

Колдовской отвар.

Забурлит и вспенится Варево мое.

На людей обрушится Все мирское зло!

Примечание: При желании ребята сами могут красочно проиллюстрировать музыку Э. Тамберга, придумав к ней свой сюжет.

«Кто из вас король?

Категория: Игры, способствующие развитию образного мышления

Цель игры: игра направлена на развитие реакции и координации движений.

Необходимое оборудование: стул — «трон»; корона, сделанная из фольги.

Ход игры. Дети находятся в 3 м от стула. Под веселую музыку игроки исполняют любые знакомые им танцевальные движения. С окончанием музыки они должны добежать до «трона» и попытаться сесть на него. Побеждает тот ребенок, которому удалось занять королевское место. Он торжественно «провозглашается» королем музыкальной страны. На голову победителю под аплодисменты «придворных королевства» со всеми полагающимися в этом случае почестями водружается корона.

Примечание. Иногда случается так, что силы — и возможности у игроков равные. Они вместе подбегают к «трону» и поднимают корону. В этом случае задача воспитателя (музыкального руководителя) — не допустить ссор и обид. Возникший спор разрешается следующим образом: игрокам предлагается еще одно испытание (например, исполнить свою любимую песенку или отгадать музыкальную загадку).; Самый сообразительный (или музыкально одаренный, щ игроков «коронуется» на «царствование».

«Что умеем — мы покажем»

Категория: Игры, направленные на развитие творческих способностей

Возраст: 6-7 лет.

Цель игры: игра направлена на развитие навыков коллективного творчества.

Необходимое оборудование: музыкальное сопровождение.

Ход игры. Воспитатель, он же и ведущий импровизированного концерта, говорит о том, что на музыкальных занятиях дети учились правильно и красиво петь и двигаться. Теперь настало время продемонстрировать свои знания и умения. В импровизированном концерте ребята исполняют известные им песни, частушки, пляски и танцы. Задача игроков: поразить зрителей своим профессионализмом и артистизмом. Дети выступают в роли, как самодеятельных артистов, так и зрителей.

Воспитатель в роли ведущего объявляет первый номер, называя фамилию и полное имя маленького артиста. После каждого выступления, как и полагается, звучат зрительские аплодисменты.

Например, одним из концертных номеров может стать выступление девочек-матрешек, которые исполнят для ребят свои веселые частушки.

Воспитатель.

Вот веселые матрешки,

Обожают петь, плясать.

Пригласили их ребята

На свой праздник выступать.

Матрешки (хором). Мы платочками взмахнем,

Дружно топнем каблучком.

Эх, раз! Еще раз!

Начинаем перепляс!

Импровизированный танец Матрешек.

Когда танец заканчивается, все Матрешки, кроме последней, самой младшей, уходят и садятся на свои места.

Младшая матрешка.

А я — младшая сестрица,

Петь частушки мастерица.

Я со сцены не уйду,

Пока частушку не спою.

Как немного подрасту,

Сразу в школу я пойду.

Буду петь, плясать,

Дискотеки посещать.

Моя мама дорогая,

Не волнуйся за меня.

Я — девчонка боевая,

Вся, мамулечка, в тебя!

Перед вами пройдусь

Да три раза поклонюсь (Кланяется на три стороны).

Я б еще повыступала,

Да вот что-то вдруг устала;

Как немного отдохну,

Песни петь опять начну!

Эх, раз! Еще раз!

Я на сцене целый час!

Спасибо за внимание,

До скорого свидания!

Малышка вприпрыжку убегает. На проигрыш все Матрешки выходят на поклон.

Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе и театру, формирует диалогическую, эмоционально – насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно – эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

Источник: maam.ru