«Опыты и эксперименты с комнатными растениями» Тип проекта: познавательно-исследовательский

Светлана Кожевникова
«Опыты и эксперименты с комнатными растениями» Тип проекта: познавательно-исследовательский

«Опыты и эксперименты с комнатными растениями»

Проект выполнила педагог высшей квалификационной категории ГБДОУ №22 Красногвардейского района Кожевникова С. В.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: месячный (с 1.04.2018г. по30.04.2018г.).

Предмет исследования: комнатные растения.

По количеству участников: групповой.

Участники проекта: дети подготовительной группы с ОНРIIIи IV уровней речевого развития, воспитатель.

Разработчик проекта: Кожевникова С. В., высшей квалификационной категории.

Актуальность проекта:

Экспериментирование позволяет дошкольникам усваивать представления о взаимосвязи природы и человека, обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личный рост. Существенную роль и особое значение в овладении способами практического взаимодействия с окружающей средой играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в ходе экспериментальных действий с объектами живой природы.

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях.

Задачи проекта:

Образовательные:

Продолжать развивать познавательно-исследовательские способности у детей в процессе совместной деятельности и практических опытов.

Формировать и расширять пассивный словарь детей за счёт новых слов и терминов (названий комнатных растений и оборудования, действий, производимых с ними в ходе опытов).

Уточнить и закрепить строение комнатных растений (корень, стебель, лист, цветок).

Познакомить с разными потребностями комнатных растений во влаге и освещении (водолюбивые, со средней потребностью во влаге, потребляющие небольшое количество воды; светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые).

Сформировать ряд правил ухода за комнатными растениями в разное время года.

Развивающие:

Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

Развивать все компоненты устной речи, практическое овладение нормами речи.

Способствовать развитию любознательности.

Развивать внимание и память детей.

Воспитательные:

Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.

Формировать понимание важности комнатных растений для человека.

Продолжать воспитывать культуру поведения.

Воспитывать желание учиться познавать новое, работать в коллективе.

Обеспечение проекта: комнатные растения в горшках, столы, клеёнки, ножницы, совочки, кисточки, акварельные краски, ёмкость с почвой, лейка с водой, прозрачные стаканы с водой, опрыскиватель, чёрный полиэтиленовый пакет.

Предполагаемый результат:

Заинтересованность детей в познании окружающего мира; поиск нового.

Расширение представлений детей о значении комнатных растений для человека.

Повышение уровня развития речи, словарного запаса.

Стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым.

Удачное проведение экспериментов.

Этапы реализации проекта:

I Организационно-подготовительный:

Определение проблемы, цели и задач проекта.

Выявление знаний детей о предметах живой природы.

Изучение литературы по данной теме.

Для эффективной работы совместно с детьми был проведён анализ уголка природы и уголка экспериментирования, подобран материал для выполнения экспериментальных работ.

IIОсновной этап (цикл практических дел):

Образовательные области Виды детской деятельности

Познавательно-исследовательская Наблюдение.

Опыты с комнатными растениями: «Как можно вырастить новое растение?», «Как питаются растения?», «Потребности растений».

НОД: «Комнатные растения», «Уход за комнатными растениями».

Трудовая Приготовления к проведению опытов.

Ухаживание за комнатными растениями: протирание листьев, полив, мытьё пластиковых блюдец.

Игровая Пальчиковая игра «Комнатные растения».

Дидактические игры «Угадай по описанию», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Посмотри, запомни, повтори».

Настольно-печатные игры «Собери цветок», «Ботаническое лото».

Игра на коврографе «Укрась вазу цветами».

Сюжетно-ролевая игра «Магазин цветов».

Коммуникативная Рассматривание иллюстраций комнатных растений в энциклопедиях и альбомах.

Рассматривание картины «Уголок живой природы в детском саду».

Изучение паспортов комнатных растений.

Беседа «О пользе и вреде комнатных растений».

Связная речь: составление рассказов на тему «Как ухаживать за комнатными растениями?», придумывание сказки о комнатном цветке.

Чтение художественной литературы В. Катаев «Цветик-семицветик».

Л. Скребцова «Лекарство в цветочных горшках».

Е. Благина «Бальзамин».

Г. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония».

Б. Пастернак «Герань».

Продуктивная Лепка «Цветок в горшке»

Рисование «Узумбарская фиалка»

Аппликация «Традесканция»

Музыкальная Слушание П. И. Чайковского «Вальс цветов».

Опыт №1: «Как можно вырастить новое растение?»

Цель: установить, что комнатное растение колеус можно прорастить, срезав стебли среднего размера.

Оборудование: комнатное растение колеус, ножницы, вазочка с водой, клеёнки, почва, горшочек, совочки, лейка.

Вывод: у срезанных стебельков колеуса хорошо прорастают корни в воде, что позволит вырастить новое растение.

Опыт №2: «Как питаются растения?»

Цель: показать при помощи окрашенной воды питание растений.

Оборудование: срезанный стебель бегонии, лягушатника, колеуса, клеёнки, акварельные краски, прозрачные стаканчики с водой, кисточки.

Вывод: через несколько дней стебли срезанных растений наполовину поменяли свой цвет и окрасились вголубой, красный и оранжевый, это доказывает то, что растениям нужно питание.

Опыт №3: «Потребности растений»

Цель: Доказать, что растения – живые существа, у них есть потребности, им необходимы определённые условия: питательная почва, вода, свет. Тепло, воздух.

Вывод: комнатным растениям для роста и развития необходимы воздух, тепло, вода. Впервую очередь прорастают самые сильные растения. Без необходимого количества света и тепла растения становятся бледными и вялыми, а в зимнее время замедляется рост.

IIIЗаключительный этап:

В результате проведённых опытов и последующих наблюдений совместно с детьми была составлена мнемотаблица для составления рассказов на тему «Как ухаживать за комнатными растениями».

Представление презентации об экспериментальной деятельности детей в группе.

Предложили родителям сводить детей в «Ботанический сад» и посетить «Оранжерею».

Источник: maam.ru