«Опыты и эксперименты с комнатными растениями» Тип проекта: познавательно-исследовательский
Светлана Кожевникова
«Опыты и эксперименты с комнатными растениями» Тип проекта: познавательно-исследовательский
«Опыты и эксперименты с комнатными растениями»
Проект выполнила педагог высшей квалификационной категории ГБДОУ №22 Красногвардейского района Кожевникова С. В.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: месячный (с 1.04.2018г. по30.04.2018г.).
Предмет исследования: комнатные растения.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта: дети подготовительной группы с ОНРIIIи IV уровней речевого развития, воспитатель.
Разработчик проекта: Кожевникова С. В., высшей квалификационной категории.
Актуальность проекта:
Экспериментирование позволяет дошкольникам усваивать представления о взаимосвязи природы и человека, обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личный рост. Существенную роль и особое значение в овладении способами практического взаимодействия с окружающей средой играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в ходе экспериментальных действий с объектами живой природы.
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях.
Задачи проекта:
Образовательные:
Продолжать развивать познавательно-исследовательские способности у детей в процессе совместной деятельности и практических опытов.
Формировать и расширять пассивный словарь детей за счёт новых слов и терминов (названий комнатных растений и оборудования, действий, производимых с ними в ходе опытов).
Уточнить и закрепить строение комнатных растений (корень, стебель, лист, цветок).
Познакомить с разными потребностями комнатных растений во влаге и освещении (водолюбивые, со средней потребностью во влаге, потребляющие небольшое количество воды; светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые).
Сформировать ряд правил ухода за комнатными растениями в разное время года.
Развивающие:
Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
Развивать все компоненты устной речи, практическое овладение нормами речи.
Способствовать развитию любознательности.
Развивать внимание и память детей.
Воспитательные:
Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.
Формировать понимание важности комнатных растений для человека.
Продолжать воспитывать культуру поведения.
Воспитывать желание учиться познавать новое, работать в коллективе.
Обеспечение проекта: комнатные растения в горшках, столы, клеёнки, ножницы, совочки, кисточки, акварельные краски, ёмкость с почвой, лейка с водой, прозрачные стаканы с водой, опрыскиватель, чёрный полиэтиленовый пакет.
Предполагаемый результат:
Заинтересованность детей в познании окружающего мира; поиск нового.
Расширение представлений детей о значении комнатных растений для человека.
Повышение уровня развития речи, словарного запаса.
Стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым.
Удачное проведение экспериментов.
Этапы реализации проекта:
I Организационно-подготовительный:
Определение проблемы, цели и задач проекта.
Выявление знаний детей о предметах живой природы.
Изучение литературы по данной теме.
Для эффективной работы совместно с детьми был проведён анализ уголка природы и уголка экспериментирования, подобран материал для выполнения экспериментальных работ.
IIОсновной этап (цикл практических дел):
Образовательные области Виды детской деятельности
Познавательно-исследовательская Наблюдение.
Опыты с комнатными растениями: «Как можно вырастить новое растение?», «Как питаются растения?», «Потребности растений».
НОД: «Комнатные растения», «Уход за комнатными растениями».
Трудовая Приготовления к проведению опытов.
Ухаживание за комнатными растениями: протирание листьев, полив, мытьё пластиковых блюдец.
Игровая Пальчиковая игра «Комнатные растения».
Дидактические игры «Угадай по описанию», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Посмотри, запомни, повтори».
Настольно-печатные игры «Собери цветок», «Ботаническое лото».
Игра на коврографе «Укрась вазу цветами».
Сюжетно-ролевая игра «Магазин цветов».
Коммуникативная Рассматривание иллюстраций комнатных растений в энциклопедиях и альбомах.
Рассматривание картины «Уголок живой природы в детском саду».
Изучение паспортов комнатных растений.
Беседа «О пользе и вреде комнатных растений».
Связная речь: составление рассказов на тему «Как ухаживать за комнатными растениями?», придумывание сказки о комнатном цветке.
Чтение художественной литературы В. Катаев «Цветик-семицветик».
Л. Скребцова «Лекарство в цветочных горшках».
Е. Благина «Бальзамин».
Г. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония».
Б. Пастернак «Герань».
Продуктивная Лепка «Цветок в горшке»
Рисование «Узумбарская фиалка»
Аппликация «Традесканция»
Музыкальная Слушание П. И. Чайковского «Вальс цветов».
Опыт №1: «Как можно вырастить новое растение?»
Цель: установить, что комнатное растение колеус можно прорастить, срезав стебли среднего размера.
Оборудование: комнатное растение колеус, ножницы, вазочка с водой, клеёнки, почва, горшочек, совочки, лейка.
Вывод: у срезанных стебельков колеуса хорошо прорастают корни в воде, что позволит вырастить новое растение.
Опыт №2: «Как питаются растения?»
Цель: показать при помощи окрашенной воды питание растений.
Оборудование: срезанный стебель бегонии, лягушатника, колеуса, клеёнки, акварельные краски, прозрачные стаканчики с водой, кисточки.
Вывод: через несколько дней стебли срезанных растений наполовину поменяли свой цвет и окрасились вголубой, красный и оранжевый, это доказывает то, что растениям нужно питание.
Опыт №3: «Потребности растений»
Цель: Доказать, что растения – живые существа, у них есть потребности, им необходимы определённые условия: питательная почва, вода, свет. Тепло, воздух.
Вывод: комнатным растениям для роста и развития необходимы воздух, тепло, вода. Впервую очередь прорастают самые сильные растения. Без необходимого количества света и тепла растения становятся бледными и вялыми, а в зимнее время замедляется рост.
IIIЗаключительный этап:
В результате проведённых опытов и последующих наблюдений совместно с детьми была составлена мнемотаблица для составления рассказов на тему «Как ухаживать за комнатными растениями».
Представление презентации об экспериментальной деятельности детей в группе.
Предложили родителям сводить детей в «Ботанический сад» и посетить «Оранжерею».
Источник: