Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края

Светлана Чеботаренко
Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края

Понятие Родины связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко — с любовью к родителям, своему дому, природе, окружающей его.

В связи с этим передо мной стоит задача: ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т. е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями. То есть не только познакомить детей с животным и растительным миром родного края, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование.

Что такое детское экспериментирование?

По мнению ряда, педагогов экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников. По определению академика Николая Николаевича Поддъякова детское экспериментирование — это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний.

Другими словами мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.

В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло.

Задачи, которые помогает решить детское экспериментирование.

Расширить представления о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня (твердость, растворимость, мягкость, вязкость, сыпучесть, плавучесть и т. д).

Расширять представления об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода.

Формировать познавательный интерес к окружающему миру, способствовать умению выдвигать гипотезы и самостоятельно делать выводы.

Развивать любознательность и познавательную мотивацию, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости.

Обогащать активный словарь, развивать диалогическую и монологическую речь в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

В процессе организации детского экспериментирования мы придерживаемся определенной структуры, предложенной авторскими коллективами Ивановой А. И. и Прохоровой

Примерная структура эксперимента

— постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

— целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

— выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

— проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

— анализ полученного результата (подтвердилось — не подтвердилось);

— формулирование выводов, связь с жизнью.

Работа по экспериментированию проводится в уголках экспериментирования, на учебно-опытном участке.

Конечно, целесообразно привязывать опыты к сезону, например, весной, летом и осенью проводить опыты на УОУ, с почвой, песком, водой. Зимой: со снегом, льдом и т. д.

Для того, чтобы опытно-экспериментальная деятельность проходила системно и последовательно, мы разработали картотеки и перспективные планы опытнической деятельности по следующим направлениям:

o Живая природа (Например, Какой урожай будет лучше)

Неживая природа Опыты с почвой, с песком, ветром.

Вот некоторые опыты.

Опыт о теплопроводимости материалов.

Опыт: «Температура замерзания различных жидкостей».

Цель опыта. Дать представление о том, что разные жидкости имеют разную температуру замерзания.

У нас с ребятами встал вопрос, а почему морские жители моржи, не имея густой шерсти, не замерзают и мы решили провести опыт.

Мы налили в стаканчики одинаковое количество воды, молока и растительного масла. Поставили стаканчики в морозилку (с температурой -18°C) на ночь.

А утром проверили, что с разной жидкостью произошло.

Оказалось, что вода и молоко замерзли, а масло так и осталось жидким, только помутнело.

Вывод: подкожный жир у животных не замерзает.

Опыт с ледяными корабликами.

Цель опыта. Познакомить с тем, что лёд легче воды.

Выдвижение гипотезы. Проблемная ситуация про маленького медвежонка.

Ход эксперимента:

Сделаем ледяной кораблик. На трубочку наденем бумажный флажок и воткнем ее в кусочек пластилина, закрепленный на дне пластикового стаканчика. Нальем в стаканчик воду и поставим его в морозилку. Когда вода замерзнет, вытащим лед из стаканчика — у нас получится ледяной кораблик с мачтой и флагом.

Птицы и нефть

Материал: пуховые птичьи перья, любое жидкое масло (растительное).

Постановка проблемы: на загрязненных водоемах погибают птицы Выдвижение гипотезы: если люди будут загрязнять водоемы, то это приведет к гибели птиц.

Отбор способов проверки, выдвинутых детьми:

— Что нужно сделать, чтобы проверить?

— Подбросим перышко и проследим за его полетом.

Проверка гипотезы: (Проведение эксперимента).

— Посмотрите, как летит чистое перышко. Подбросить перышко, смоченное подсолнечным маслом, и проследить за его полетом. Что произошло с пером, смоченным маслом?

— Оно быстро «камнем» упало вниз.

— Как вы думаете, почему так произошло?

— Строение перьев позволяет птицам летать «отталкивая» крыльями воздух вниз, сами же они при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара) садятся на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит, птица не может взлететь и становится легкой добычей хищников.

Подведение итогов, вывод: Значит, загрязнение водоемов нефтью плохо влияет на жизнь водоплавающих птиц. Перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух.

Таким образом, детское экспериментирование позволит воздействовать на целый комплекс компетентностей, формируя в ребенке исследовательские навыки и интерес к познанию родной природы.

Источник: maam.ru