План работы кружка «Умелые ручки»

Нафиса Гареева
План работы кружка «Умелые ручки»

Содержание

I. Введение….…3

II. Перспективный план работы…. ….6

III. Ожидаемые результаты….….14

IV. Список литературы….15

ВВЕДЕНИЕ

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский.

Кружок «Умелые ручки» направлен на развитие мелкой моторики рук

посредством занятий по ручному труду. Кружок рассчитан на детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка.

Программа кружковой деятельности «Умелые ручки» представляет разные виды продуктивной деятельности: игры с крупой, пуговицами, бумагопластика, тестопластика, рисование, лепка, поделки из подручного материала. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В процессе организации кружка происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Цель и задачи

Цель: развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с различными материалами.

Задачи:

1. развивать творческие способности воспитанников;

2. способствовать выработке навыков работы с различными материалами;

3. создать условия для детского творчества;

4. обучить детей разнообразным способам практических действий с бумагой, природным, бросовым материалом, крупой и т. д. ;

5. Закреплять уже знакомые практические умения и навыки работы с бумагой: обрывание, скатывание в комок, скручивание в жгутик.

6. Закреплять умения работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой; учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции).

Основные принципы:

Учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Основные методы:

1. Словесный – предварительная беседа, беседа по теме.

2. Наглядный – показ образца изделия, анализ образца; работа по образцу; составление плана работы по изготовлению изделия.

3. Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

Режим занятий:

Занятия рассчитаны для детей 3-4 лет. В кружок принимаются все желающие воспитанники, не имеющих медицинских противопоказаний. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый в мае.

Занятия проводятся по следующей схеме:

-введение в тему;

-создание эмоционального настроения;

Срок реализации программы : Кружок проводится с 1сентября по 31 мая

Перспективный план работы

№ занятия Тема занятия Программное

содержание Оборудование

Сентябрь

1 Открытие кружка: «Умелые ручки» Первое посещение кружка (беседа) Книги, материалы для рисования, лепки, аппликации

2 «Яблоки в корзине» Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсоматорики. 1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого красного,зеленого цветов, клей ПВА

3 «Дождик, дождик – кап, кап». Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Зонтик,1/2 белого картона, цветная бумага (оттенки синего) клей, кисти, салфетки

4 «Осенние листочки». Пальчиковая игра «Осенние листочки».Рисование с использованием отпечатков осенних листочков.

Листы бумаги, краски: красный, желтый цвет, салфетки, кисточки. Листики для игры и отпечатков. Иллюстрации и эскизы.

Октябрь

1 «Вышла курочка гулять». Песня «Вышла курочка гулять».

Аппликация из листьев «Цыпленок», «Курочка» Альбомный лист, листья, клей

2 «Угощение для курочки и цыплят». Пальчиковая игра.

«Это Я».

Аппликация с использованием пластилина — техника мозаика Шаблон курочки, цыплят или угощения, разноцветный пластилин (маленькие разноцветные шарики).

3 «Сорока-ворона». Пальчиковая игра «Сорока-ворона».

Аппликация из круга и полукруга «Сорока» Круг и полукруг из цветной бумаги

4 «Осенний лес». Гимнастика «Мы идем в осенний лес».

Аппликация из гербария «Осенний лес»

Альбомный лист, гербарий, клей

5 «Ветка рябины»(коллективная работа) Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику. Тонированного листа ватмана, сухие листья рябины, бумажные салфетки красного цвета; клей, кисти, салфетки

Ноябрь

1 «Угощение для бельчат и ежат» Гимнастика «Мы идем в осенний лес».Выполнение работы в технике -тестопластика «Угощение для бельчат и ежат» Соленое тесто, форма для выдавливания фигур, салфетка, иллюстрации угощений

2 «В гостях у белки и ежа» Гимнастика «Мы идем в осенний лес».Аппликация из природного материала «Ёжик» Альбомный лист, семена, клей, листья

3 «Мишка — косолапый». Гимнастика «Медведь».Обрывная аппликация — «Малина для мишки». Основа из картона, кусочки цветной бумаги красного, коричневого и зеленого цветов, клей, кисть, иллюстрации малины

4 «Снегирек сидит на ветке.». Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами (сенсорное развитие); учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

Двусторонняя бумага ярких цветов; лист картона круглой формы (тарелочка); клей ПВА.

Декабрь

1 «Вот зима, кругом бело» Пальчиковая гимнастика «Прогулка» Рисование «Зимний дом» Шаблоны зимних домов, краски, клей, вата

2 «Зимние забавы» Пальчиковая гимнастика «Снеговик».Аппликация из косметических дисков «Снеговик» Диски, белый, голубой картон, клей

3 «Были бы у ёлочки ножки…». Пальчиковая игра «Шарик».Обрывная аппликация «Елочка». Шаблоны елочек, иллюстрации зимних елочек, цветная бумага, клей.

4 «Мы слепили снеговика»(коллективная работа) Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска. Картинка с изображением снеговика, картина с предыдущего занятия, ватные диски разной величины, кусочки цветного картона, фломастеры, клей, кисти, салфетки

5 «Новогодняя елочка» Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников, с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров, двусторонняя бумага ярких цветов (фантики, клей, кисти, салфетки

Январь

1 «Белка» Пальчиковая гимнастика «Белка».Выполнение работы в технике тестопластика «Шишка» Соленое тесто, форма для фигур, природный материал — шишка ели, сосны, лиственницы

2 «Снегири» Пальчиковая гимнастика «Снегири».Аппликация из круга и полукруга «Снегирь» Презентация «Зимующие птицы», иллюстрация снегиря, цветные круги, клей.

3 «Покормим птичек, птичек синичек» Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации. Двусторонняя коричневая бумага; альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки

5 «Петушок-золотой гребешок»(коллективная работа) Упражнять в комкании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста). Тонированного листа ватмана с силуэтом петушка хвост не раскрашенный, цветные бумажные салфетки; клей, кисти, салфетки

Февраль

1 «Снежок» Пальчиковая гимнастика «Снежинки».Рисование крупой «Снежок для елочки» Шаблоны елочек, клей, крупа, краски.

2 «Мы во двор пришли гулять. » Гимнастика «Мы во двор пошли гулять».Обрывная аппликация «Мы во двор пришли гулять» Шаблоны домов, зимних деревьев, белая и цветная бумага, клей, кисть, салфетки, музыка

3 «Вьюга-завируха» Пальчиковая гимнастика «Зима».Рисование ватными палочками «Варежка для друга» Трафарет варежки

4 «Зимой» Пальчиковая гимнастика «Зима»

2) Аппликация «Зимний дворик» Шаблон дома, клей, фломастеры, вата

Март

1 «Смотрит солнышко в окошко» Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы. Альбомный лист бумаги с изображением окна, желтые бумажные салфетки,бумага желтого цвета, фломастеры, клей, кисти, салфетки.

2 «Цветочек для мамочки» Гимнастика «Цветочек для мамочки».Коллективная работа «Корзина цветов» Ватман листья, корзина, клей цветы — отпечатки детей

3 «Радуются взрослые и дети» Пальчиковая гимнастика «Радуются взрослые и дети».Работа с природным материалом «Солнце» Диски, одноразовые тарелки, выкрашенные в желтый цвет, желтая пряжа, клей

4 «Пальчики здороваются» Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются».Аппликация «Ландыш» Голубой картон, зеленая цветная бумага, семечки тыквы, клей, иллюстрации цветка.

5 «Моя любимая игрушка» (пирамидка, неваляшка) Продолжать учить скатывать салфетки в комки, выполнять поделку из нескольких шариков, правильно располагая их по величине, закрепить знание основных цветов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. альбомного листа, цветные бумажные салфетки, клей ПВА; пирамидка

Апрель

1 «Облака – белогривые лошадки» Учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы, Закреплять навык наклеивания; (внутри контура). Развитие эстетического восприятия, умение работать сообща. Тонированного листа ватмана с изображением реки,белые бумажные салфетки и бумага, клей, кисти, салфетки.

2 «Мы все умеем» Пальчиковая гимнастика «Мы все умеем».Работы, выполненные в технике тестопластика — оформление Фигуры, краски

3 «Встали пальчики» Пальчиковая гимнастика «Встали пальчики».

Аппликация с использованием пластилина техника точка «Рыбка» Пластилин, шаблоны рыб, иллюстрации

4 «Транспорт» Пальчиковая гимнастика «Транспорт».Аппликация «Грузовичок»

Цветная бумага, клей

Май

1 «Моя семья» Пальчиковая гимнастика «Моя семья».Коллективная работа «Птичий двор» Ватман, краски, цветной песок, пластилин, цветная бумага, шаблоны

2 «Радуются взрослые и дети» Пальчиковая гимнастика «Радуются взрослые и дети».Совместная творческая работа «Наша группа «Смешарики» Проводится совместно с родителями

3 «Колобок -румяный бок» Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике, учить обрывать бумагу разной жесткости, закрепить знание круглой формы и желтого цвета. Бабушка (кукольный театр) ширма, желтая двухсторонняя бумага, желтые салфетки, картон круглой формы, глаза, рот нос для колобка, клей ПВА,салфетка

4 «Радуются взрослые и дети» Пальчиковая гимнастика «Радуются взрослые и дети».Работа с бросовым материалом «Бабочка» Цветная бумага, втулка, клей.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами: разрывать и сминать бумагу, выполнять аппликацию, рисовать, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гришина Н. Н, Анистратова А. А. Поделки из кусочков бумаги – М. ,Оникс, 2009 г.

2. НевилькоН. Волшебные салфетки — Обруч,2003,№1

3. Рябко Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.

4. «Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики» (1000 заданий для малышей) В. Г. Дмитриева

5. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» С. Е. Большакова

6. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»

7. Грибовская А. А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» М. 2008.

Источник: maam.ru