Опыт работы. Тема: «Развитие экологических представлений у дошкольников через интеграцию различных видов деятельности»

Гольева Светлана
Опыт работы. Тема: «Развитие экологических представлений у дошкольников через интеграцию различных видов деятельности»

Пояснительная записка

Мир, окружающий ребенка, —

это прежде всего мир природы с безграничным

богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

В наши дни, когда мир находиться на грани экологической катастрофы, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности.

Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И необходимо научить его относиться к этому миру с заботою и вниманием, быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы.

Очень важно при этом, чтобы мы сами любили окружающий мир, могли донести своему потомству, еще в дошкольном возрасте, интерес к живой природе.

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнений и разрушений, сохранению всего генетического разнообразия живых существ. Остро встала задача экологического образования подрастающего поколения. Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от нас – взрослых. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.

Цель:

Формирование элементарных экологических знаний о ценностях природы, накопления опыта, гуманного отношения к ней

Актуальность поднимаемой мной темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас

Экологическая проблема – одна из важнейших в современном мире. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека. В каждом образовательном учреждении необходимо создать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду, в которой находился бы воспитанник с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, задавать вопросы и получать на них ответы. Таким образом, в программе экологического образования дошкольников – основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей.

Новизна опыта заключается в создании системы применения методов и приёмов, нацеленных на формирование экологического сознания детей, через общение с окружающим миром, не только на специальной НОД, но и в повседневной жизни и различных видах деятельности

Изучив данное направление, я пришла к выводу, что общение с окружающим миром способствует всестороннему развитию детей: помогает развивать умственные способности и речь ребёнка, воспитывает в нём нравственные качества – патриотизм, трудолюбие, любовное и бережное отношение к природе, развивает эстетическое чувство, укрепляет его здоровье.

Проводя работу с детьми, я ставила определенные задачи:

1. Углублять представления о взаимодействии живой и неживой природы

2. Развивать заботливое отношение к природе путем систематического, целенаправленного общения с окружающим миром

3. Совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями

4. Развивать познавательную активность, любознательность

5. Формировать безопасное поведение в природе и умение по уходу за растениями и животными

На основе поставленных задач мною были разработаны:

— НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;

— систематизирован материал для мониторинга детей по экологическому воспитанию;

— разработана картотека дидактических игр по экологическому воспитанию, опытов для детей старшего дошкольного возраста;

Работу по формированию экологической культуры у дошкольников строю следующим образом:

* Специально — организованное обучение

— НОД

— Экскурсии

— Наблюдение за животными и растениями

— Обучение детей труду по уходу за растениями и животными

— Изобразительная деятельность экологической тематики

— Развитие речи (придумывание экологических сказок, составление, рассказав о природных объектах и явлениях.

* Совместная деятельность педагога и детей

-проектная деятельность

— наблюдение в уголке природы, на прогулке

— целевые прогулки в природу

— чтение художественной литературы, рассказ воспитателя

— беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам

— опыты, поисковая деятельность

— труд в уголке природы и на участке

— работа с моделями

— ведение календарей природы, дневников наблюдений

— экологические досуги и праздники

* Самостоятельная деятельность детей:

— игры

— экспериментирование

— уход за растениями и животными уголка природы

— изготовление поделок из природного материала

— театрализованная деятельность

* Деятельность детей на участке детского сада

Рассмотрим некоторые формы работы по формированию экологической культуры.

Проектирование является одним из средств социального, интеллектуального и творческого саморазвития всех субъектов образования, и детей, и взрослых. Взаимодействие детей и взрослых в проектной деятельности, открывает возможности формирования собственного опыта и способствует развитию творческой личности ребёнка.

Экологические проекты — это для детей увлекательная игра в «учёных», «исследователей», «защитников природы».

Все экологические проекты, объединены одной общей целью: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания.

Тем самым мы воспитываем у детей наблюдательность, бережное отношение к окружающему миру, формируем представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них, что способствует развитию психических функций дошкольников.

Экологическая тропа одна из современных форм, воспитания и образования детей. Мною составлен план маршрута, выделены интересные объекты тропы. Цель создания такой тропы – обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. На наших тропках растут деревья разного возраста и разных видов. Это позволяет знакомить детей с рядом насекомых, мхов, которые обычно поселяются на таких деревьях, и объяснять круговорот веществ в природе.

Овощной огород расположен на открытом пространстве, при оформлении огорода, мы выбираем быстро растущие и рано созревающие овощи. Крупные смена и луковицы (лук, город, бобы) дети высаживают самостоятельно. Укроп, петрушку, салат помогают сажать взрослые.

Уголок лекарственных трав создан, для того чтобы показать детям разнообразие лекарственных растений (одуванчик, ромашка, мята, календула).

Цветники – это клумбы, на которых мы высаживаем однолетние цветы (бархатцы, астры, петуньи, колокольчики). Дети имеют возможность видеть настоящее море соцветий, имеющих приятный запах. Работа на клумбах дает ребенку возможность почувствовать свою ответственность, дает ребенку возможность почувствовать свою ответственность, помогает ближе познакомиться с природой, познать взаимосвязь между растениями и людьми.

На участке для привлечения птиц, размещены кормушки, где дети могут самостоятельно кормить птиц и наблюдать за ними.

В практическом методе одна из форм ознакомления детей с природой – моделирование.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность нас – взрослых и детей – по построению моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Оно основано на принципе замещения разных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Знакомя детей с природой, я использую разнообразный иллюстративно-наглядный материал. Он помогает успешно закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений.

Моделирование применяю для ознакомления детей с сезонными явлениями. Вместе с детьми перечисляем признаки данного время года, придумываем графические изображения. Эти графические модели используем не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Введение модели требует определенной последовательности. Вначале изучаем саму модель, и только после этого использую ее для познания различных явлений. Начинается введение моделей с занятий по рассматриванию объектов живой и неживой природы. В первой части такого занятия проводится рассматривание объекта, дети учатся обследовательским действиям, с помощью которых абстрагируются разнообразные признаки объектов природы: цвет, величина, форма, характер поверхности, количество частей, пространственное расположение и т. д.

С помощью такого моделирования детям легче составлять описательные рассказы о предметах, объектах наблюдений. Так можно составить схемы-модели о птицах, животных, растениях и др. Демонстрация моделей позволяет нам научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а, следовательно, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности.

Одной из совместных деятельностей взрослого и ребёнка являются экологические праздники. Экологические праздники – дают положительный отклик на «природное» содержание. Такие праздники могут быть посвящены временам года, сбору урожая, снежным скульптурам. В проведении таких праздников могут участвовать и родители.

Дошкольное детство – это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Игра оказывает на ребенка развивающее воздействие. Игра доставляет большую радость ребенку, потому что она дает ему возможность активно действовать. Игры можно проводить и на занятиях, и на экскурсиях, и на прогулках. Велико разнообразие игр – дидактические (с предметами, настольно-печатные, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, творческие. В работе по экологическому воспитанию детей широко использую различные дидактические игры природоведческого содержания. Например: «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Что, где растет?», «От чьей ветки – детки?» и т. д.

На протяжении всего учебного года, ведётся работа в уголке природы.

В уголке природы ведут наблюдения за ростом и развитием комнатных растений. Дети должны знать названия комнатных растений, части растений, способы размножения и ухода за ними.

Уголок природы – прекрасное место для организации наблюдения и проведения различных опытов. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, логику, мышление, учат детей делать умозаключения, высказывать свои суждения, мнение, помогают устанавливать причинно-следственные связи. Опыты всегда строятся на основе уже имеющихся представлениях, которые были получены в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты с предметами неживой природы (вода, воздух, камни и т. д., с растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей, на занятиях, они могут быть связаны с трудом в уголке природы и на огороде. 0

Результативность

Работа по данной технологии позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к окружающему миру через интеграцию всех видов деятельности. Способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы. Помогает привить воспитанникам экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, а педагогам – работать в системе и творчески, что станет залогом успеха в образовании и воспитании дошкольников.

Анализируя результаты работы я пришла к выводу, что формирование у детей знаний и умений по экологическому воспитанию наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической, проектной и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знаний полученные ранее, становятся необходимые им, так как помогают решать практическую задачу и потому усваиваются легче и быстрее.

Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

Играя с растениями и животными, дошкольники научились распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что так же способствует чуткости и душевной отзывчивости ребенка.

Условия, которые были созданы нами- уголок природы, уголок проведения опытов, наблюдение, проекты, чтение художественной литературы, рассматривание работ художников, огород на окне, поделки из природного материала, способствовали тому, что у детей повысился интерес к природе.

Знания детей природоведческого характера достигли того уровня, при котором они могут сравнить, обобщать, различать. Дети стали эмоционально активны на занятиях, у них сформирован свой стиль поведения и деятельности в природе, значительно повысился уровень их экологической воспитанности, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе.

Ведущим личностным достижением ребенка становится подлинно – гуманное отношение к величайшей ценности – ЖИЗНИ.

Библиографический список

1.. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений / О. А. Соломенникова. М. : Мозаика – Синтез, 2006г.

2. Аксёнова З. Ф. Войди в природу другом. М. : / В. Ф. Аксёнова. М. : Сфера, 2008г.

3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. / Т. М. Бондаренко. Т. Ц. «Учитель». Воронеж, 2007г.

4. Дошкольное воспитание. №7, 2007г. Работа с родителями по экологическому воспитанию. Анкета для родителей.

5. Громова О. Е. Стихи и рассказы о растительном мире. / О. Е. Громова. М. : Сфера, 2007г.

6. Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. / Т. Н. Зенина. М. :

Центр педагогического образования, 2007г.

7. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. /С. Н. Николаева. М. : Просвещение, 2000г.

8. Павленко И. Н. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ/ И. Н. Павленко. М. : Сфера, 2007г.

9. Рунова М. А. Ознакомление с природой через движение. Интегрированные занятия / М. А. Рунова. М. : Мозаика – Синтез, 2006г.

10. Саморуковой П. Г. Как знакомить дошкольников с природой /П. Г. Саморукова М. : Просвещение, 1998 г.

Источник: maam.ru