План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Надежда Ратникова
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (подготовительная группа)

Тема: Путешествие в весенний лес.

Цель: Дать детям представление об изменениях в жизни диких животных весной.

Задачи:

— закреплять знания о признаках весны;

— расширять словарный запас ребят за счёт существительных-названий

детёнышей животных, профессий людей (егерь);

— учить детей отвечать на вопросы полными ответами;

— развивать логическое мышление с помощью отгадывания загадок;

— развивать слуховое и зрительное внимание детей, их память;

— заложить основы экологического воспитания будущим школьникам;

Оборудование : презентация к занятию, природоохранные знаки, корзина с «лакомством» для зверушек, разрезные картинки животных.

Ход занятия.

Эмоциональный настрой.

Воспитатель: Ребята, я хочу подарить вам свою улыбку! Улыбнёмся друг другу. Не стесняйтесь, дарите чаше свои улыбки друзьям!

Введение в тему занятия.

Воспитатель:

Ребята, мне очень нужна ваша помощь. Когда я шла в детский сад, то на улице заметила следы! Но вот никак не могу понять, кто же мог их оставить? Прислушайтесь. Вы ничего не слышите?

Кто — то прошел так тихо-тихо

Ну, уж точно, не слониха,

И, конечно ж, бегемот

Тихо так пройти б не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листочек из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо, тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

Всюду стала тишина.

Что же это значит?

Это значит, это значит:

Тише всех пришла…

Дети:….(Весна).

Беседа о весне.

Воспитатель: Так вот же, кто следы оставил! Расскажите ребята, какие следы весна оставляет на улице? (ответы детей)

Воспитатель: Без чего не может наступить весна?

Дети: Без солнышка

Воспитатель: Но зимой тоже светит солнышко. Расскажите, какое солнышко вы любите? (ответы детей)

Упражнение на релаксацию.

Воспитатель: Ребята, а сейчас закройте глазки, поднимите головы к ласковому солнышку и подставьте лучистому солнышку свои ладошки.

Наше солнышко взошло,

Стало деткам всем тепло.

Солнышко погреет щёчки,

носик, ушки, ладошки.

— Вы чувствуете ребята, тепло?

А пока мы с вами отдыхали, нам, посмотрите, пришло письмо.

— Как вы думаете, от кого это известие….?

— А хотите, ребята, узнать? Помогайте открыть конверт. (Дети помогают воспитателю открыть запечатанный конверт. В конверте находится приглашение в гости в лес от зверей).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по весеннему лесу.

— Как вы думаете, на чём нам отправиться в путешествие по лесу?

Дети предлагают разные варианты, а воспитатель выбирает самый удобный способ путешествия. Например, ребёнок предложил отправиться в путешествие на поезде, а воспитатель с детьми решают, что колёса громко стучат и они могут распугать всех животных. На самолёте мы тоже ничего не увидим, так как он летит высоко и достаточно быстро. И таким образом дети приходят к выводу, что лучше всего в путешествие по лесу отправиться пешком.

Физкультминутка

«По дорожке к лесу»

(Дети повторяют движения за воспитателем)

— шагаем по дорожке

— перепрыгиваем через лесной ручеёк

— ходьба по камешкам вдоль ручейка

— подлезание под веточками ивы у ручейка

Повторение правил поведения в лесу.

На экране появляется картина весеннего леса.

Воспитатель: Дети посмотрите: лес не хочет пускать нас к себе. Видимо боится, что мы можем испугать его жителей. Предлагаю вам, рассказать ему о том, как мы будем вести себя в лесу.

На полу расположены картинки с природоохранными знаками

Воспитатель: Ребята, сделайте шаг вперёд. Выберите по одной картинке. Объясните, пожалуйста, что обозначает выбранный вами знак.

(Ребенок взяв одну картинку, объясняет, почему надо ходить в лесу по тропинке, нельзя подходить близко к гнёздам, ломать ветки деревьев, шуметь в лесу и т. д.)

Воспитатель: А теперь, предлагаю посмотреть на экран, впустит ли нас лес сейчас?

(На экране появляется картина лесной полянки, слышатся голоса птиц)

— Ребята, как дышится в лесу? (Ответы детей. (легко, там чистый воздух)

— Чем пахнет в весеннем лесу? (Ответы детей. (травой, грибами, цветами)

— А кто нас встретит в лесу? Подумайте, какие же животные будут нас там встретят?

1. Хвостик пушистый, рыжий мех, в норке живет, кур в деревне крадёт. (лиса)

2. Длинные ушки, быстрые лапки. Серый, но не мышка, кто это? (зайчишка)

3. Может скушать целый полк, злой, голодный серый. (волк)

Чей это голос? Звучит голос волка (волчий)

4. А чьи это запасы? На экране шишки, грибы, жёлуди) (беличьи)

Работа в группах

Воспитатель: Ребята, соберите разрезные картинки (медведь, ёж, барсук)

(На экране появляются картинки животных, о которых загадывались загадки и составлялись разрезные картинки)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чем занимаются дикие звери в лесу весной? (Ответы детей)

Показ презентации на экране «Дикие животные весной»

Медведи весной просыпаются от зимней спячки. Они оголодали, исхудали за зиму. Ходят по лесу в поисках еды. Едят всё, что попадётся: прошлогодние жёлуди, орехи, траву, коренья растений. Из животной пищи питаются медведи насекомыми, раками, птицами и их яйцами, муравьями (при этом разрушают муравейники, мелкими зверьками. А также мишки ну очень любят рыбку.

В конце зимы у медведицы рождаются медвежата. Они рождаются маленькими, слепыми, беспомощными и весят всего полкило. Согреваются малыши возле мамы-медведицы посасывая молочко, так и лежат до весны. А вот весной медведица выводит свое потомство из берлоги и учит их находить себе корм.

Воспитатель: А какие ещё животные просыпаются весной (Ответы детей)

Ранней весной просыпаются ежи. За время долгой зимней спячки и они тоже очень похудели. Поэтому проснувшись весной ежи начинают сразу усиленно отъедаться насекомыми, сверчками, тараканами, разными жуками. Так же они поедают и дождевых червячков, птичьи яички, лесных и полевых мышек. Поздней весной ежиха выводит свое потомство. Она готовит для них очень хорошо выстланное сухой травой гнездо. Своих маленьких детёнышей ежиха вскармливает молоком.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что общего в жизни медведя и ежа?

(Ответы детей)

— А теперь мы с вами поговорим о маленьком рыжем зверьке — белке. Целыми днями прыгает она с веточки на ветку.

— А кто-то знает, чем питается белочка? (ответы детей)

— Белочка выводит свое потомство поздней весной. Ребята, а как называются детки белочки? (ответы детей)

-А какая окраска у белки? (ответы детей)

— Ребята, а вы знаете ещё зверя, который, как о белочка, меняет свою окраску? (ответы детей)

Воспитатель: Да, конечно, это заяц-беляк. Он меняет цвет своей шёрстки в зависимости от времени года. Зимой, когда все белым-бело, он покрыт белой шерстью, а в другие времена года серо-коричневатый.

Весной у мамы-зайчихи появляется потомство. Малыши-зайчата рождаются зрячими, в тёплых шубках. Зайчиха кормит малышей и убегает от них. А зайчата-трусишки разбегаются и прячутся под кустиками. Лежат там тихонечко, не пищат. Так они прячутся от хищников… вдруг ястреб заметит или лиса на след нападёт. Вот бежит другая мама-зайчиха…Увидела зайчат, и обязательно накормила их и дальше побежала. Так уж издавна повелось у мам-зайчих: они всех зайчат общими считают!

Так же весной рождаются детёныши у лисы. Лиса роет сама или находит себе уже готовую нору. В ней она и выводит своё потомство.

— Ребята, а как называются детки у лисоньки? (ответы детей)

Еще один лесной житель-это волк. У мамы-волчицы в логове появляются 2-3 волчонка. Она как и все звери вскармливает своих малышей молоком. Когда молодые зверята подрастают, то родители начинают учить их охотиться и скрываться от врагов.

Все лесные звери весной линяют. Свою тепленькую зимнюю шубку они меняют на лёгкую летнюю.

Закрепление.

1. Игра на внимание «Правда-неправда»

(Воспитатель произносит предложения, если дети согласны с ним, то они начинают хлопать в ладошки. Если же ребята не согласны, то они топают ногами)

— Весной все животные линяют.

— Зайчата-малыши рождаются слепыми и голыми.

— У белочки и зайца меняется окраска шерстки.

— Многие животные весной выводят свое потомство.

— Ежи поздней весной впадают в спячку.

— Ранней весной, после долгого зимнего сна просыпаются медведи, ежи, ящерицы, змеи, лягушки.

2. Игра «Угадай, чей домик?»

А чьи это дома? (На экране нора, берлога, дупло, куст)

Экологическая работа.

— Ребята, как вы думаете как мы должны обращаться с животными? (ответы детей)

Воспитатель: В нашей стране очень много лесов. И везде, в каждом лесу, есть люди, которые всегда заботятся о лесе, следят за порядком в лесу. Таких людей называют егерями. ЕГЕРЬ – это человек, который работает в охотничьем хозяйстве России. Он и сам является охотником, а также он помогает другим охотникам-любителям. Но самая главная его работа – это,конечно же, охрана лесов нашей страны и их обитателей. Егерь следит за тем, чтобы все люди обязательно соблюдали правила поведения в лесу, а также закон об охоте. В весенний период у него особенно много работы. Он строго следит за тем, чтобы люди не смели охотиться на животных, так как охота весной строго настрого запрещена! Ведь у многих диких животных появляется в это время потомство. А если убьют родителей, то обязательно погибнут и их детёныши, они просто умрут с голода… Да и шерсть в это время у них некрасивая, так как они линяют.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, егерь прислал нам вот эту корзину.

— Как вы думаете, это для кого угощение?

(Воспитатель показывает детям плетенную корзинку, в которой лежат бутылочка молока, кора деревьев, грибочки, орешки, баночка мёда, кусочки мяса и др. Дети садятся вместе с воспитателем на ковёр, начинают разбирать корзину и предлагать, какому зверю что отдать)

Итог.

Воспитатель:

— Ребята, кого мы с вами повстречали в лесу? (ответы детей)

— Как можно их назвать одним словом? (звери)

— Чем же отличаются звери от других животных? (4 ноги, тело покрыто шерстью)

А теперь, ребята, давайте возвращаться в детский сад, уйдём из леса так, чтобы не потревожить животных. А корзинку, которую прислал нам егерь, оставим зверюшкам. (Дети тихо на цыпочках покидают группу)

Источник: maam.ru