Опыт работы по теме «Формирование экологической культуры средствами проектной деятельности»

Наталия Горбунова
Опыт работы по теме «Формирование экологической культуры средствами проектной деятельности»

Работая по теме «Формирование экологической культуры средствами проектной деятельности», руководствовалась следующими документами: Конституция Российской Федерации (Статьи 42,58, Федеральным Законом «Об охране окружающей среды», Основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В Конституции Российской Федерации определены экологические обязанности граждан — сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» устанавливает систему всеобщего и комплексного экологического образования граждан, включающую дошкольное и другие ступени образования. Таким образом, создаются условия для реализации непрерывного экологического образования, которое, по замыслу законодателя, должно изменить экологическое мировоззрение детей и взрослых, помочь сформировать их экологическую культуру.

Ясвин дает определение экологической культуре, делая акцент на то, что дети, имея определенные знания, не всегда умеют ими воспользоваться.

Воспитывая экологически культурную личность, мы развиваем мышление, умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности; пробуждаем у детей интерес к природе, растениям, животным, к самому себе; приобщаем ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формируем элементарные представления о природе, как о величайшей ценности.

Проектная деятельность способствует развитию многих качеств ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром.

Поэтому цель моей работы — формирование экологической культуры детей 6-7 лет средствами проектной деятельности.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

1. Формирование элементарных экологических представлений через экологические проекты;

2. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

3. Воспитание умения правильно вести себя в природе;

4. Создание условий для проявления инициативы и творчества в познании окружающей природы.

Свою работу начали с реализации проекта «Энергия добра», который стартовал в рамках городского марафона с одноименным названием. Цель и задачи представлены на слайде. Проект включал в себя 3 этапа.

На первом этапе мы формировали у детей экологические представления в организованной образовательной деятельности в форме бесед, наблюдений, просмотров презентаций и видеороликов о природе.

С помощью родителей был создан видеоролик «Полезные привычки».

На втором этапе привлекали внимание окружающих: сверстников, родителей и просто прохожих, напоминая о важности сохранения природных ресурсов. Были подобраны стихи соответствующей тематики, с которыми ребята выступали на утренниках. Жителям нашего района раздавались брошюры, призывающие беречь и охранять природу. Проходил конкурс плакатов с соответствующей тематикой. Лучшая работа была направлена на региональный конкурс в Арзамас.

На последнем этапе мы старались сделать мир вокруг нас, чище и красивее. На участке детского сада сажали кустарники, вешали кормушки, участвовали в региональной акции «Сдай макулатуру – спаси дерево!»

Благодаря данному проекту в группе появились Дерево добра, где мы разместили фотографии, отражающие заботливое отношения к природе, макет свечи, который напоминает детям о важности экономии электроэнергии, запрещающие знаки, созданные ребятами.

Зимой реализовывался проект «Берегите птиц», цель которого формирование у детей обобщенного преставления о птицах как живых существах.

Ознакомление с птицами происходило на занятиях, беседах, в наблюдениях на прогулках. Были проведены беседы «Пернатые друзья», с целью формирования представлений о значении птиц для окружающей природы, в беседе «Птицы нашего края», где закреплялись знания детей о перелетных и зимующих птицах Нижегородской области и птицах, занесенных в Красную книгу. С целью формирования точных представлений о птицах была создана медиатека.

Представления детей о птицах закрепляли в игровой деятельности. Ребята отображали в режиссерских играх знания, полученные на занятиях. На данную тему были подобраны подвижные игры, такие как «Совушка», «Не зевай», «Птички в гнездышках» и дидактические игры, например, «Птичьи следы», «Птичье лото»

В совместной деятельности изготавливали кормушки. На прогулках вешали их. Каждая прогулка у нас начинается с подкормки птиц.

На занятиях по лепке и рисованию также закрепляли знания о птицах.

В ходе данного проекта среда пополнилась макетом «Серая шейка», Красной книгой, зарисовки к телепередачам «В мире животных», «Мир вокруг нас», созданные руками детей.

Я считаю, что метод проектов оказал положительное влияние на формирование экологической культуры дошкольников, воспитание ценностного отношения к природе, повлиял на развитие творческих способностей и логического мышления. Ребята получили не только новые знания, которые стали достоянием их личного опыта, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

Источник: maam.ru