Использование инновационных технологий по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС до

Екатерина Ваганова
Использование инновационных технологий по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС до

Форма проведения: семинар-практикум.

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития речи у детей;

— развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;

— создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.

Повестка дня:

1. Проблемы речевого развития дошкольников на современном этапе — выступление старшего воспитателя.

2. Ознакомление с инновационными педагогическими технологиями по речевому развитию (Синквейн, мнемотехника, ситуация общения);

3. Формы занятий по речевому развитию;

4. Правила составления конспекта по развитию речи;

5. Итоги тематического контроля;

6. Практикум.

Ход педсовета.

По первому вопросу старший воспитатель озвучила проблемы речевого развития дошкольников: говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

По второму вопросу старший воспитатель познакомила с инновационными технологиями по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Технология Синквейн

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:

• 1 строчка — одно существительное;

• 2 строчка — два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

• 3 строчка — три глагола, обозначающие действие существительного;

• 4 строчка — фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;

• 5 строчка — одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Можно сказать, что синквейн — это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Виды работы над синквейном.

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего).

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу.

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).

4. Можно использовать синквейн:

— на занятиях для закрепления изученной лексической темы;

5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов».

6. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).

Теперь мы вместе с Вами выберем тему, над которой будем работать. Темы синквейнов могут быть самые разнообразные, это могут быть профессии, одежда, транспорт, фрукты, овощи, животные, природа и явления природы и погоды и т. д.

На первый раз предложу вам сама тему: «цветы», например. Нарисуйте, пожалуйста, любой цветок в центре Вашего листа, можно схематично.

1. На 1-й строке, под цифрой 1 — напишите слово, обозначающее тему, т. е. название цветка (я пишу — ромашка).

2. На 2-й строке — напишите два имени прилагательных, описывающих эту тему. Слова нужно подбирать наиболее красочные и интересные (я пишу-белая, очаровательная).

3. На 3-й строке – напишите три глагола, описывающих действия этого предмета в рамках темы (растет, завораживает, манит).

4. 4-я строка – запишите предложение, состоящее из 3-х и более слов, выражающее отношение к теме. Можно использовать любые части речи.

(Как я люблю собирать ромашки)

5. 5-я строка – нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы (любовь)

— Записали? Ну, а теперь будем читать получившиеся стихи. Первой прочту свой синквей я:

«Ромашка. Белая, очаровательная. Растет, завораживает, манит. Как я люблю собирать ромашки! Любовь!

-Ну, а теперь прочитайте, вы свои стихи (назначить самой 1-2).

-Скажите, пожалуйста, для закрепления, как называются стихи, которые мы сейчас с вами писали? (синквейны). Кому из вас понравились такие стихи?

Мнемотехника.

Мнемотехника – это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры.

Чтобы совсем стало понятно, что это такое, приведу пример:

Многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку:

Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан

По первым буквам мы запоминаем какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета.

Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.

Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.

Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате, обозначает либо одно слово, либо простое предложение.

Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.

Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.

Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.

Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.

Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга. Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало.

С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.

Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить ребенка с мнемоквадратом.

В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью, дети легко запоминаются стихи и спокойно составляют рассказы- описания по картинкам.

Для детей от 3 до 5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый, помидор – красный, трава – зеленая, и т. п.

Детям старше можно давать черно – белые таблицы.

черно-белая мнемотаблица

Этапы создания мнемотаблици самостоятельно.

1)Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.

2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.

3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.

4) Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.

Ситуация общения.

Ситуация общения – это специально проектируемая педагогом или возникшая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий. Ситуации общения могут специально планироваться и организовываться воспитателем, а могут возникать естественно в процессе детских видов деятельности. Воспитателю важно увидеть эту ситуацию и, не нарушая деятельности детей, использовать её для решения речевых задач.

И те и другие ситуации направлены на развитие речевых умений, но речевая ситуация – это целенаправленный процесс, а ситуация общения может быть не только специально проектироваться педагогом, но и возникать спонтанно, в процессе детских видов деятельности. Речевая ситуация направлена на развитие диалогических умений, необходимых для общения детей, соблюдения правил речевого этикета и накопление социального опыта.

Таким образом именно речевая ситуация дает нам возможность целенаправленного формирования культуры речевого общения у детей старшего возраста. Речевая ситуация может быть представлена в виде речевой логической задачи (вербальная основа, либо в практическом плане

(не вербальная основа). В первом случае предлагается ситуация типа речевой логической задачи, завершающейся вопросом к детям, на который они должны ответить. Во втором случае дети выполняют задачу в практическом плане.

Приведем пример ситуации: Воспитатель рассказывает: “Антошка, Кирюша и Незнайка решили построить из кубиков дом, Антоша говорит: “Я предлагаю построить дом, а рядом гараж”. Кирюша сказал: “Я согласен, у нас будет дом для людей, а в гараже уместятся все машины. В разговор вступил Незнайка: “Глупости вы говорите, нужен не один дом, а много”. Кирюша ему ответил: “Незнайка, если ты не согласен с нами, скажи об этом, не надо нас обижать”. “Очень надо! Вы еще маленькие и глупые, строить не умеете!” — возразил Незнайка. Антоша грустно покачал головой и сказал: “Прости, Незнайка, но мы не будем с тобой строить”.

Ребята, как вы думаете, почему он так сказал? Как надо относиться к собеседнику во время разговора?

1. а) Воспитатель говорит: “У Тани день рождения. Ребята пришли ее поздравить. Покажите, как они это будут делать”.

б) “Сегодня открылся книжный магазин, я – продавец, жду покупателей. Покажите, как надо вести разговор с продавцом”.

Коммуникативные ситуации могут отражать разные задачи диалога: вступать в разговор, договариваться в ходе общения, о чем – либо, расспрашивать, получать необходимую информацию, пользоваться формулами речевого этикета.

В качестве одной из речевых ситуаций целесообразно использовать моделирование проблемных и игровых ситуаций, которые создаются путём использования наглядности, исполнения детьми различных ролей. Известно: исполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраивают ребенка на речевые действия, ожидаемые от него в определенной ситуации.

Взрослому необходимо обращаться к ребенку, стимулируя его игровую сопроводительную речь, как бы программируя развитие игры. Рекомендуется включать задания, предусматривающие употребление вопросительных предложений. Например, педагог объясняет: сейчас дети по очереди будут задавать друг другу вопросы, и отвечать на них. Задает тему и начинает диалог: “В воскресенье я ходила с дочкой в зоопарк. А ты, Андрей, что делал? Скажи об этом Диме и задай ему тот же вопрос”. Ребенок сначала отвечает на вопрос, а потом сам спрашивает другого ребенка.

Еще один не менее эффективный прием – проблемная ситуация – такое затруднительное положение, которое вызывает познавательный вопрос и требует активной мыслительной деятельности для его решения. Детям были предложены такие, например, проблемные ситуации:

1. Если бы Аленушка сразу съела пирожок, предложенный печкой, как изменилась бы сказка?

2. Если бы в сказке “Заяц – хвост” волк не испугался и не убежал, что бы тогда произошло?

3. Если бы в сказке “Кот и лиса” обиженные звери собрались и решили проучить нахального кота, как они могли это сделать?

4. Если бы герои сказки однажды оказались на необитаемом острове, как бы они себя повели?

В данных проблемных ситуациях пользовался приём, к которому прибегал К. С. Станиславский: “если бы…”, “как будто….” .

Довольно часто ребенок шести лет предлагает взрослому послушать его рассказ о проказах котенка прошлым вечером, о приезде любимой бабушки и т. п. При этом далеко не всегда ребенок может самостоятельно реализовать цель, достичь прогнозируемого результата: часто рассказ об игрушке превращается в жалобу на сестренку, которая “все ломала и мешала играть”. Поэтому воспитателю важно использовать возникшую ситуацию, чтобы не только поддерживать инициативу ребенка и самостоятельность его целеполагания, но и помочь ему в реализации цели его речевой деятельности при помощи вопросов, подсказок слова или фразы. Это обеспечит постепенный переход ребенка от диалогической к монологической форме речи.

Ситуации общения могут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими, коллизионными, описательными – в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации чаще всего педагог “идет от детей”, то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка. Например, приход нового ребенка в группу может быть содержанием для организации многочисленных значимых для развития речи ситуации общения. Это и упражнение детей в способах знакомства и приветствия, и упражнение в составлении рассказов о своей группе, игрушках, играх и занятиях, упражнение в умении задавать вопросы и выслушивать ответы других детей, в процессе организации работы по развитию культурно – гигиенических навыков.

Так, например, на занятии “Добрые и вежливые слова” решаются следующие задачи:

— развивать диалогическую речь, учить детей придумывать простейшие фразы и употреблять вежливые слова;

— учить пересказывать текст стихотворений без помощи педагога;

— воспитывать умение понимать оттенки значения слов. Учить подбирать необходимые слова и выражения для приветствия и обращения.

По третьему вопросу старший воспитатель напомнила формы работы с детьми по речевому развитию.

По четвертому вопросу педагоги анализировали конспект занятия по развитию речи, делая акценты на методах, активизирующих детскую деятельность, развивающие самостоятельность, инициативу, творчество детей.

По пятому вопросу были озвучены итоги тематического контроля

Анализ занятия проводился по следующим критериям:

1. Подготовка педагога к НОД – это умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными задачами, определить его содержание и структуру – занятия во всех группах соответствовало поставленным задачам.

2. Соответствие программного содержания возрасту детей данной группы. Все педагоги проводили занятия в соответствии с программой и возрастом детей.

3. Подбор демонстрационного и раздаточного материала.

В нескольких группах было отмечено наличие демонстрационного материала – это небольшие картинки, книжки, иллюстрации из книг. В одной из групп для демонстрации материала был использован ноутбук. Это печально, что в большинстве групп имеется мультимедийное оборудование, но на занятие оно не используется. Несколько групп объясняли материал практически на пальцах. Раздаточный материал был использован в одной из групп.

4. Рациональное размещение материала.

Педагоги, использовавшие наглядный материал, использовали его обосновано, располагали его в удобном для обзора месте.

5. Предварительная работа с детьми (беседы, организация наблюдений, чтение художественной литературы). Наблюдая за детьми в ходе занятия, было видно, что с ребятами велась предварительная работа. Дети отвечали на вопросы ранее знакомого материала.

6. Проведение НОД:

Соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий:

• удовлетворение двигательной активности (организация динамических пауз, физкультминуток) – не во всех группах были организованы физкультминутки. Это очень серьезное нарушение. Дети все занятие сидели статично. В одной из групп педагог сориентировался — видя то, что дети стали возиться, провел небольшую паузу, в соответствии с темой занятия;

• рациональный выбор динамических поз детей во время НОД (сидя за столами, сидя полукругом на стульчиках, сидя на ковре, стоя и т. д.)

— порадовало то, что все педагоги организовывали занятие вне столов, дети сидели на стульчиках полукругом. Но в некоторых группах стулья были заранее не подготовлены, и на посадку детей уходило время.

• соответствие длительности НОД санитарно-гигиеническим нормам

Длительность занятия соответствовала требованиям.

7. Использование разнообразных форм организации детей на НОД (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей). Оправданность выбранных форм. В основном использовалась фронтальная форма работы.

8. Психологический настрой на НОД. Использование игровых организационных моментов – Во всех группах присутствовала мотивация. Но не везде она протягивалась через занятие. В конце дети забывали, зачем выполняли те или иные задания.

9. Психологическая дистанция между воспитателем и детьми: над, под, рядом, вместе. Все педагоги использовали дистанцию рядом, вместе.

10. Учёт индивидуальных и психических особенностей детей

при проведении НОД. В одной из групп были учтены интересы ребенка, т. к. был на адаптации. В остальных группах индивидуализация не отмечена. Один из принципов ФГОС ДО — построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);

11. Соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем на НОД (преобладание речи воспитателя, речи детей, равное соотношение). Можно отметить, что на занятие присутствует диалогическая речь — это вопрос – ответ. Присутствует преобладание речи воспитателя.

12. Доступность, логичность, эмоциональность и красочность речи воспитателя. Педагоги доступно, логично, эмоционально строят рассказ, беседу.

13. Коммуникабельность (умение устанавливать контакт с группой и каждым ребёнком). Умеют устанавливать контакт с детьми.

14. Приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей (имеются или нет). В основном дети были в занятии, их не надо было лишний раз привлекать, но как уже было сказано раннее, кто организовал работу с раздаточным материалом, кто то включил динамическую паузу. Можно сделать вывод, что у всех есть секретик, как привлечь внимание детей.

15. Оправданность и рациональность выбора методов и приёмов работы с детьми (игровые приёмы, приёмы привлечения внимания детей, приёмы активизации мышления и др.). на занятиях были использованы игровые методы, чтение художественной литературы, показ картинок, рефлексия.

16. Индивидуальная работа с детьми – во многих группах был организован повтор за воспитателем (индивидуальный, парами).

17. Деятельность детей на НОД. Естественно преобладающей деятельностью была – речевая. В некоторых группах присутствовали элементы театрализованной.

18. Активность и самостоятельность детей в решении поставленных задач. Данный критерий является одним из основных. В ФГОС ДО в разделе Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования прописано, что ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, и др. ;

19. Усвоение детьми программного содержания. Рефлексия показала, что дети усваивают материал, данный на занятии.

20. Отражение данного занятия в среде. Т. е., познакомили вы детей с народной сказкой, в среде должно отразиться: может дети рисуют иллюстрации к этой сказке и вы оформляете как книжку-малышку, либо вносите маски к театрализованной деятельности, либо ваша фантазия. След от занятия должен прослеживаться в среде.

ПРАКТИКУМ

Разделимся на 2 команды. Даны два занятия по развитию речи. Нужно будет дополнить конспект, отразив методы, активизирующие детскую деятельность, развивающие самостоятельность, инициативу, творчество детей (поисковые, проблемные, исследовательские и др.) по правилам, озвученным ранее.

Проводится анализ предоставленных конспектов.

Решение педсовета:

1. Включать в занятия по развитию речи инновационные технологии;

2. Использовать разнообразные формы работы с детьми по речевому развитию;

3. Провести смотр-конкурс речевой среды во всех возрастных группах;

4. Организовать конкурс конспектов по развитию речи;

5. Проводить литературные праздники и развлечения.

Источник: maam.ru