Опыт работы «Использование приемов мнемотехники как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Юлия Балуева
Опыт работы «Использование приемов мнемотехники как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

1. Введение

1.1 Выбор темы опыта.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Все эти задачи должны быть реализованы до поступления ребенка в школу.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал.

В решении этих задач мне помогают современные образовательные технологии, которые предусматривают новые методы, приемы по развитию речи детей.

Понимая важность этой проблемы, я выбрала актуальную тему «Мнемотехника как средство развития связной речи

детей дошкольного возраста»

1.2. Актуальность опыта

Речевое развитие ребенка – одно из основных условий становления личности в дошкольные годы. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов – повторов, длительными паузами, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен. В исследованиях психологов обнаружено, что развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность ребенка к замещению и наглядному моделированию, использованию речевых умений и навыков при решении разнообразных умственных задач. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Использование приемов мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным.

В настоящее время, несмотря на достаточную теоретическую обоснованность использования различных форм и методов работы с детьми по развитию связной речи, отсутствует действенный механизм этого процесса приемами мнемотехники.

Таким образом, обнаруживаются следующие противоречия:

-между необходимостью формирования речевой активности дошкольников и низкой эффективностью используемых методов и приемов работы, которые не соответствуют психологическим особенностям и потребностям современного ребенка;

-между теоретически обоснованной необходимостью использования приемов мнемотехники с целью развития связной речи и отсутствием действенного механизма реализации этого процесса;

— между новыми психологическими возможностями ребенка и сложившимися стереотипами деятельности и речи;

Содержание опыта работы поможет преодолеть вышеназванные противоречия.

Мнемотехника помогает развивать:

-ассоциативное мышление;

-зрительную и слуховую память;

-зрительное и слуховое внимание;

-воображение.

1.3. Новизна опыта

Новизна опыта заключается в систематизации работы по взаимодействию воспитателя и родителей с детьми, направленной на развитие связной речи детей, используя приемы мнемотехники. В ходе работы над опытом осуществляется индивидуальный подход к детям с учетом их особенностей и потребностей.

Совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:

I. Принцип интеграции — целостность образовательного процесса обеспечивается взаимодействием образовательных областей:

• Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;

• Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;

• Интеграция детской деятельности.

II. Комплексно-тематический принцип:

• Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;

• Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;

• Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.

Метод организации работы с детьми отличается:

— интегративностью;

— экономичностью;

— процессуальностью;

— здоровьесбережением;

— универсальностью.

Метод моделирования можно с успехом применять в любой образовательной области:

• развитие культурно – гигиенических навыков;

• рассказывание о растительном, животном и предметном мире;

• уход за комнатными растениями;

• рассказывание о времени года;

• отгадывание, разгадывание и придумывание загадок;

• заучивание стихотворений.

1.4. Цели и задачи передового педагогического опыта.

Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, посредством использования приемов мнемотехники.

Задачи:

развитие связной речи, через составление описательных, повествовательных, а в дальнейшем и творческих рассказов с использованием приемов мнемотехники;

-обучение анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний детей;

-развитие процессов восприятия, внимания, памяти, воображения;

-развитие инициативы, самостоятельности.

1.5. Характеристика используемых источников

Развитие связной речи – основная задача речевого воспитания детей. В основе педагогического опыта лежат исследования развития связной литературной речи Аникина В. П., Ветлугиной Н. А., Запорожца А. В., Сакулиной Н. П., Тихеевой Е. И., Теплова Б. М., Флериной Е. А., Эльконина Д. Б.

В работах Выготского JI.C., Жинкина Н. И., Леонтьева А. А., Рубинштейна С. Л., Сохина Ф. А. отмечается, что адекватное восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все это требует достаточного уровня развития связной речи.

Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка – это отмечали в своих работах Выгодский Л. С., Леонтьев А. А., Рубинштейн С. Л. и другие.

Ушинский рекомендовал использовать различные методы развития речи и мышления, среди них наблюдение, рассматривание картинок, рассказы по картинкам. Этого мнения придерживались С. Л. Рубейштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин. Они считали, что одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, является наглядность».

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа. Особенности данного метода – применение не изображения предметов, а символов. Прием символизации значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу

2. Основная часть

Работа делится на несколько этапов:

1 этап

• Анкетирование родителей

• Изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; изучение приемов мнемотехники, используемых для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

• Выявление уровня развития связной речи дошкольников.

2 этап.

Разработка и использование приемов мнемотехники для повышения уровня развития связной речи детей.

3 этап (обобщающий) — осуществление распространения опыта среди ДОУ района, СМИ, на сайте ДОУ, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентации полученных результатов.

Планируя образовательную деятельность, опиралась на определенные дидактические принципы, которые наполнены новым содержанием с акцентом на рассматриваемую проблему и возраст детей:

-принцип активности;

-принцип доступности;

-принцип интеграции;

-принцип наглядности.

Одним из важных условий решения поставленных задач является такая организация предметно-развивающей среды, при которой процесс развития связной речи будет проходить более эффективно. При формировании предметно-развивающей среды учитывала:

-особенности эмоциональной личности ребенка;

-его индивидуальные социально-психологические особенности;

-индивидуальные предпочтения и потребности;

-любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.

Обстановка в группе направлена на активизацию речи, речевого общения и речевого творчества. Оформлен центр речевого развития:

— дидактические игры по развитию речи;

— картотеки артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики;

-игры для развития мелкой моторики рук;

-уголок «сказки» — стимулирование самостоятельного рассматривания иллюстраций к сказкам, потешкам; серий сюжетных картинок для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем;

— уголок книги;

— театральный уголок;

— картотеки хороводных, подвижных игр с речевым сопровождением.

Предметно-развивающая среда обновляется в соответствии с решаемыми задачами.

В работе использовались практические, словесные, наглядные методы. Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала речь, внимание, память, воображение.

3. Заключение

Выводы и оценка продуктивности реализации опыта планируется выявить на основе самоанализа результатов педагогической деятельности.

В результате успешной реализации опыта планируется достижение следующих результатов:

— связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам;

— словарный запас детей от пассивного (в основном) переходит в активный и обогащается до уровня, необходимого ребенку в школе;

— ребята активнее работают на занятиях.

У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление;

— дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения, составляют рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции;

— активизировался интерес к заучиванию стихов;

Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится педагогическая диагностика уровня развития связной речи.

В исследовании участвовало 30 воспитанников 5-6 лет

Даты проведения мониторинга 1.09.2019г.

Сформированно 10 детей

Частично сформировано 14 детей

Не сформировано 6 детей

1.05.2020г.

Сформировано 15 детей

Частично сформировано 12 детей

Не сформировано 3 детей

Результатами организации в моей возрастной группе занятий по речевому развитию с использованием мнемотехнологий стали:

• Повысился уровень владения речью как средством общения и культуры: при проведении изучения индивидуального развития воспитанников (по Ю. А. Афонькиной)

• Обогатился и стал активнее словарный запас детей

• Вырос показатель развития монологической и диалогической речи детей

• Повысился уровень развития речевого творчества детей

Таким образом, из всей проделанной работы можно сделать вывод, что систематическое использование средств мнемотехники в непосредственной образовательной деятельности дошкольников по развитию речи расширяется представление ребенка об окружающем мире, формируется связная речь, развивается познавательная активность и коммуникативные навыки, происходит обогащение активного словаря.

4. Приложения

Список литературы

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева. 3-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.

2. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст]: метод. рекомендации / Т. В. Большова. — Спб., 2005. — 71с.

3. Венгер, Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию [Текст]: из опыта работы / Л. А. Венгер //Дошкольное воспитание. -1982. — № 3.

4. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса [Текст]: дневник научных наблюдений / А. Н. Гвоздев. — М. : КомКнига, 2006. — 320 с.

5. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе [Текст]: программа и методические рекомендации / В. В. Гербова. — Мозаика-Синтез, 2012

6. Гербова, В. В. Работа с сюжетными картинами [Текст]: из опыта работы / В. В. Гербова // Дошкольное воспитание — 2010. — N 1. — с. 18-23.

7. Гербова, В. В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок [Текст]: из опыта работы / В. В. Гербова // Дошкольное воспитание № 2. — с. 18-21

8. Гербова, В. В. Составление описательных рассказов [Текст]: из опыта работы / В. В. Гербова // Дошкольное воспитание. — 2011. — N 9. — с. 28-34.

9. Гурьева, Н. А. Год до школы. Развиваем память [Текст]: рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике / Н. А. Гурьева. — СПб., 2000.

10. Громова, О. Е. Стихи о временах года и игры [Текст]: дидактические материалы по развитию речи детей / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, Н. П. Савинова. — Москва, 2005

11. Елкина, Н. В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. В. Елкина. — М, 2008. — 107 с.

12. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» [Текст]: метод. материал / В. А. Козаренко. — Москва, 2007.

13. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст]: метод. пособие для педагогов / Э. П. Короткова. — М. : Просвещение, 1982

14. Максаков, А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье [Текст]: пособие для воспитателей и родителей / А. И. Максаков. — М. : Мозаика — Синтез, 2011

15. Нищева, Н. В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам [Текст]: пособие адресовано учителям-логопедам, педагогам ДОО, учреждений дополнительного образования и родителям дошкольников / Н. В. Нищева. — вып. 2 — СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 — 24с.

16. Одинцева, А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста [Текст]: / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. — СПб. : Заневская площадь, 2014. — с. 52-53

17. Омельченко, Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи [Текст]: / Л. В. Омельченко //Логопед. 2008. № 4. с. 102-115

18. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста [Текст]: метод. рекомендации / Т. Б. Полянская. : СПб., 2009.

19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: учеб. пособие для преподавателей и аспирантов психологии и педагогики, а также студентов высш. пед. учеб. заведений и университетов / С. Л. Рубинштейн. — СПб, 2001

20. Рубинштейн, С. Л. Развитие связной речи [Текст]: хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / С. Л. Рубинштейн, М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М. : Издательский центр «Академия», 1999.-560с.

21. Смольникова, Н. Г. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников [Текст]: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Н. Г. Смольникова, Е. А. Смирнова.

22. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст]: пособие для воспитателя / Ф. А. Сохин. — М., 2002

23. Степанов, О. Мнемоника [Текст]: метод. пособие / О. Степанов. 1991-2001

24. Фомичёва, Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: уч. пособие для педагогов / Г. А. Фомичева. 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1984.

25. Чернобай, Т. А. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников [Текст]: метод. рекомендации для педагогов детского сада / Т. А. Чернобай, Л. В. Рогачёва, Е. Н. Гаврилова. — Омск: ООИПКРО, 2001

Список сайтов

unium.ru

infourok.ru

pikabu.ru

donpi.ru

http://tanja-k.chat.ru

http://ivalex.vistcom.ru

http://www.doshvozrast.ru/

Источник: maam.ru