Образовательный проект «Позовем на помощь сказку»

Семина Марина
Образовательный проект «Позовем на помощь сказку»

Образовательный проект

«Позовем на помощь сказку»

Многоэтапный долгосрочный проект применения сказкотерапии с целью эффективного обеспечения интеллектуального и нравственного развития ребенка с учетом возрастных, психологических и гендерных особенностей

(2018-2020гг. охватывает все возрастные группы)

Семина Марина Александровна, педагог-психолог

Красноярск, 2019

Аннотация

Социально-экономические преобразования в обществе, стремительные изменения окружающей нас жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Нестабильность, постоянно ускоряющийся темп жизни, отсутствие цензуры и ограничений на использование гаджетов и многое другое – приводит к отсутствию базовой потребности ребенка в безопасности, угнетению его нервной системы. Страхи, тревоги, агрессия – являются частыми спутниками наших детей. Таким образом, задачей психолога ДОУ в этих условиях становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, тревожности, развитие его эмоционального интеллекта, повышение уровня осознанности, привитие нравственных качеств.

Рассмотрев возможности оптимизации психолого-педагогической работы, я пришла к заключению о необходимости в ДОУ более активного использования приемов сказкотерапии.

Сведения об авторе:

Семина Марина Александровна, педагог-психолог, МБДОУ № 217

Описание проекта

Актуальность: Актуальность сказкотерапии заключается в естественности составляющей повседневную жизнь детей. Метод имеет многовековую историю, но свое название получил относительно недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.

Сказкотерапия – это деятельность, направленная на обогащение внутреннего мира ребенка, развитие воображения, образного и символического мышления, произвольного внимания; преодоление барьеров в общении; повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки и самоконтроля; развитие эмоционального интеллекта и многое другое.

Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности и чем больше мы читаем и обсуждаем сказочные сюжеты с ребенком, тем больше можем быть уверены: у ребенка есть все шансы вырасти цельной личностью, потому что с детства мы закладываем ему правильную шкалу ценностей, морально-нравственные ориентиры, учим ребенка анализировать, фантазировать, принимать решения, творить.

Цель проекта: эффективное обеспечение интеллектуального и нравственного развития ребенка с учетом возрастных, психологических и гендерных особенностей посредством сказкотерапии.

Для реализации проекта были поставлены следующие задачи: формирование интереса к сказкам; развитие эмоционального интеллекта; формировать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь; учить регулировать свое поведение, повысить родительскую компетентность по теме проекта.

Планируемый результат:

Предполагается, что в ходе реализации проекта: у дошкольников будет формироваться интерес к сказкам; развиваться эмоциональный интеллект; формируется отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь; дошкольники обучаться регулировать свое поведение; со стороны родителей – наблюдается мотивация на совместное чтение различных тематических психокоррекционных, психотерапевтических и дидактических сказок дома, а у педагогов в профессиональной деятельности с использованием приемов сказкотерапии.

Деятельность в рамках проекта

В рамках данного проекта был разработан план деятельности, который включал в себя следующие методы и приемы:

1. Форма проведения: НОД, интегрированные творческие занятия (сказкотворчество, синтез с арттерапией, театрализацией).

2. Методы:

словесные: беседы, описания, вопросы к детям;

наглядные: рассматривание сюжетных картин, иллюстраций;

практические: театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, инсценировки;

метод активного привлечения родителей к совместной деятельности.

3. Приемы: поощрение, сюрпризный момент.

Для родителей и коллег: подборка тематических, психокоррекционных, психотерапевтических и дидактических сказок для всех возрастных групп, консультации «Место сказки в образовательном процессе», «Сказкотерапия – как средство воспитания дошкольника», «Позовем на помощь сказку: виды и каркасы сказок»; папка-передвижка: «Возьми сказку домой».

План работы по проекту:

Этапы проекта Сроки Содержание

Организационно-подготовительный 2018-2019гг.

1. Сбор и анализ литературы

2. разработка содержания проекта и плана деятельности

3. консультация для родителей

4. Подбор сказок для адаптации

5. Подбор сказок про эмоции

6. Подбор психокоррекционных, психотерапевтических и дидактических сказок

Содержательный

1. Реализация плана деятельности проекта

2. Внедрение и апробация подборки сказок «Сказки для адаптации»

3. Внедрение и апробация подборки сказок про эмоции «Почему я?»

4. Внедрение и апробация подборки психокоррекционных, психотерапевтических и дидактических сказок

Мониторинг и анализ проделанной работы

1. Подведение итогов и результатов использования

2. Презентация проекта коллегам

Участники проекта: дети всех возрастных групп, педагоги и родители воспитанников.

Оценка результатов проекта

Для того, чтобы отследить результативность работы по проекту мной планируется использовать анкеты «Приобщение ребенка к художественной литературе», и разработаны анкеты «О необходимости папки-передвижки «Возьми сказку домой», Ваше отношение к проекту «Позовем на помощь сказку»; провести анализ адаптации к детскому саду вновь пришедших воспитанников с данными прошлых лет; провести диагностику тревожности методиками: «Лесенка» О. Хухлаевой, Рисунок семьи, КРС, Методика диагностики тревожности (модификация теста Амена); агрессивности методикой «Кактус» М. А. Панфиловой, и диагностика настроения ребенка в группе с помощью цветового теста эмоциональных состояний на основе теста Люшера. На данном начальном этапе могу говорить только о множестве положительных отзывов о подборке сказок «Сказки для адаптации» от родителей и воспитателей вторых младших групп прошлого учебного года и этого, отмечался рост интереса к сказкам даже у не сильно интересовавшихся ими детей.

Распространение результатов проекта

Презентация проекта коллегам в Районе, участие с проектом в ежегодной конференции, проводимой в «Красноярском государственном педагогический университет им. В. П. Астафьева», публикация на международном образовательном портале «Маам»

Устойчивость проекта

Проект устойчив для реализации во всех возрастных группах ДОУ, поскольку сказкотерапия является естественной составляющей повседневной жизни детей.

Бюджет проекта

Для реализации проекта приобретались дополнительно книжные пособия общей стоимостью 2775р.

Список литературы:

1. Голобородова В. А. Сказкотерапия для больших и маленьких. – Саратов: Издательство КУБиК, 2018.-232с.

2. Гурина Ирина, Шкурина Мария, Холкина Татьяна Сказки от капризов — Речь, 2013г. – 80с.

3. Кутовая М. С. Сказки от слез. — Речь, 2014г. — 97с.

4. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем – Спб. :Речь; М. :Сфера, 2008-118с.

5. Ульянова Е. Почему мне грустно? – Москва:Клевер-Медиа-Групп, 2019 – 24с.

6. Ульянова Е. Почему я завидую? – Москва:Клевер-Медиа-Групп, 2019 – 24с.

7. Ульянова Е. Почему я злюсь? – Москва:Клевер-Медиа-Групп, 2019 – 24с.

8. Ульянова Е. Почему обиделся? – Москва:Клевер-Медиа-Групп, 2019 – 24с.

9. Ульянова Е. Почему мне стыдно? – Москва:Клевер-Медиа-Групп, 2019 – 24с.

10. Ульянова Е. Почему я страшно? – Москва:Клевер-Медиа-Групп, 2019 – 24с.

Источник: maam.ru