Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста

Евгения Николаева
Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста

Актуальность проблемы воспитания культуры поведения обусловлена рядом причин:

во-первых, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, формируется в целом механизм нравственного становления личности и каждый его компонент: чувства и отношения, мотивы навыки и привычки, поступки, знания и представления, обуславливающие формирование качеств личности, как положительных, так и отрицательных.

во-вторых, привычки нравственного поведения дошкольников носят неустойчивый, ситуативный характер, поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа с учетом индивидуальных особенностей детей.

в-третьих, формирование культуры поведения и отношений – сложный деятельный процесс, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат, поэтому воспитателям надо терпеливо повторять использованные методы и подбирать новые, с пониманием относится к тому, что результат не будет достигнут сразу и может не совсем в той форме, качестве какие мы ожидаем.

Исходя из актуальности исследования, нами была определена его цель: изучить и экспериментальным путем проверить особенности организации процесса нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:

подобраны и внедрены в практику адекватные формы и методы нравственного воспитания детей;

осуществляется взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи по вопросам нравственного воспитания детей.

Для реализации поставленной цели и проверки эффективности условий гипотезы был сформулирован ряд задач:

1. Провести анализ научно-методической и педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Разработать и апробировать на практике педагогические условия, обеспечивающие эффективность нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Методы исследования:

теоретические: анализ литературных данных, обобщение результатов исследования;

эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент.

База исследования: Средняя группа ;

Опытно-поисковая работа проводилась на базе средней группы в количестве детей 23 человека.

Для того чтобы выявить уровень нравственного воспитания и разработать перспективный план опираясь на уровень психолого-педагогического обеспечения условий нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста на момент начала учебного 2018 года, мы провели ряд мероприятий с детьми и их родителями.

Первый этап был подготовительный: сбор и систематизация по теме «Этикет с малых лет», изучение методической литературы по воспитанию коммуникативных способностей у детей; Подготовка консультаций для роди Второй этап — анализ уровня нравственного воспитания детей с участием семьи каждого ребёнка.

Далее началась работа, внедрение метода- «Дидактическая игра» в процесс формирования нравственных качеств у детей, их значение в обществе.

Третий этап методы –«Сюжетно –ролевые игры», «Беседы-занятия»

Четвертый этап метод –«Беседа» и чтение художественной литературы сыграл большую роль формирования нравственного поведения дошкольников средней группы (Январь-Февраль 2019г).

Завершающий этап в работе 2018-2019 уч. года «Интегрированное занятие» для воспитанников и их родителей «А у нас гости» (Апрель 2019г.)

После проведения занятий, мы повторно продиагностировали уровень воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста с помощью предыдущих методик и наблюдения.

Результаты методики «Изучение представлений детей о нравственно-волевых качествах»:после проведения комплекса мероприятий по воспитанию нравственных качеств в группе стал преобладать высокий уровень воспитания представлений детей среднего дошкольного возраста о нравственно-волевых качествах (15 человек). У остальных детей (5 человек) преобладает высокий уровень, у 3-х человек сохраняется средний уровень.

Уровень воспитания понятий о доброте и взаимопомощи у средних дошкольников после повторной диагностики показал:

— высоким уровнем воспитания понятий о доброте и взаимопомощи стало обладать 13 человек (60%);

— средним уровнем -10 человек (40 %).

Таким образом, можно сказать, что дети активно отвечают на вопросы; различают положительных и отрицательных героев сказки, а также положительные и отрицательные поступки и дела; определяют мотивацию поступков героев; развернуто и подробно объясняют их действия.

За время проведения комплекса занятий, многие дети стали активнее включаться в работу, стали понимать смысл таких нравственных качеств, как дружелюбие, взаимопомощь, сопереживание. Более того, осознание детьми смыслового содержания этих слов привело к постепенному присвоению этих нравственных качеств. Дети стали активно помогать друг другу, воспитателям на занятиях, на дежурстве, в делах группы.

Дети стараются разрешить конфликты в играх с помощью переговоров, вежливо. Многие дети стали чаще употреблять в речи вежливые слова, здороваться и прощаться без напоминания.

Таким образом, мы видим динамику в уровнях воспитания нравственных качеств у детей. Возросло количество детей с высоким и средним уровнем. Проведение занятий дало качественный результат по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Источник: maam.ru