Нетрадиционные техники художественно-творческой деятельности

Ласкина Светлана
Нетрадиционные техники художественно-творческой деятельности

Художественно-эстетическое развитие – это система мероприятий, направленных на выработку и улучшению в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве. Так же данное развитие должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно представлять и оценивать его.

Художественно – эстетическое развитие содержит знакомство детей с искусством, изобразительную деятельность, этику развивающей среды (рисование, аппликация, лепка, ручной труд).

Задачи по данному развитию осуществляется при следующих условиях:

1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

2. Организация эстетической среды.

3. Уважительное отношение к результатам творчества детей (не критиковать, а хвалить, даже если он не справился с поставленной задачей).

4. Организация выставок для родителей.

Художественно-творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной деятельности способствуют развитию не только творческих способностей, но и наблюдательности, воображения, художественного мышления, памяти, мелкой моторики и конечно речи ребенка.

Нам, педагогам дошкольного образовательного учреждения нравится заниматься с детьми лепкой, рисованием и аппликацией. Ведь, творить вместе с детьми, уважать решения детей – вот главная задача родителей и педагогов. На своих занятиях мы внимательно относимся к естественным проявлениям ребенка, и не ограничиваем и не критикуем его; обеспечиваем необходимые условия для творческой самореализации детей; уважаем позицию ребенка в решении художественных задач и даем свободу выбора; удовлетворяем потребность ребенка в новых знаниях, умениях, навыках.

Маленьким художникам очень нравиться нетрадиционные приемы, такие как: рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками, печатными листьями, оттиск печатками из картофеля, печатками пробками, так же мы, воспитатели включаем в занятии обычную и с трубочкой кляксографию, набрызги с щеткой (зубной). Это ещё один способ успешной адаптации малыша к детскому саду, рисуя ребенок, на какое то время забывает о маме и погружается в сказочный мир рисования. Этот способ хорошо при создание положительной эмоциональной атмосферы в группе; знакомство детей со взрослыми и друг с другом; снятие психомышечного напряжения; развитие координации движений, мелкой моторики рук.

Так же в своих занятиях художественно-творческой деятельности мы используем более новые, разнообразные и интересные, следующие нетрадиционные техники:

«Монотипия». Краска наноситься на кусочек бумаги, а далее этот кусочек прикладывается к той бумаге, на которую наноситься изображение, и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Разновидность – лист бумаги складывается пополам, разворачивается и краска наноситься только на одну сторону листа, затем лист складывается пополам и изображение получается как бы зеркальное.

Рисование свечой. Рисунок наноситься свечой, получается «волшебный рисунок» – он есть и его не видно. Затем на лист наноситься тушь или краска – и рисунок проступает на цветном фоне.

Рисование по мокрой бумаге. Лист смачивается чистой водой, а потом кистью наноситься изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно прорисовать детали, то немного надо подождать, пока рисунок высохнет, или набирать на кисть густую краску.

Рисование мыльными пузырями. Краски для рисования мыльными пузырями желательно смешать накануне дня рисования. Они должны постоять смешанные с водой и шампунем. От этого зависит их яркий цвет. Краску нужно вылить в лоточки и перемешать. При помощи соломинки подуйте в лоточек с раствором краски, вспенивая его до образования стойкой пены. Затем возьмите листок бумаги и опустите на пену. Пузыри начнут лопаться и оставлять следы на бумаге.

Рисование отпечатками стаканчиков и горлышками разного диаметра. Краску наливаем в плоскую тарелочку. Опускаем стаканчик в краску и наносим рисунок на лист бумаги.

Рисование солью. На лист цветного картона наносим рисунок клеем ПВА. Рисуем картину на тему зимы. Сверху посыпаем соль. Когда все высохнет лишнюю соль стряхиваем.

Рисование с использованием нетрадиционных техник, пожалуй, самый интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами и с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения.

Работа проводится в 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.

1-й этап – подготовительный. На первом подготовительном этапе нашей работы, мы изучили базовую программу ДОУ, методический материал, предметно-развивающую среду. В ходе всей этой работы были обнаруженный кое-какие недостатки: это слишком мало методических разработок, оборудования и материала для творческого процесса, не информированность родителей по теме. Поэтому при организации предметно — развивающей среды мы учитывали, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями и особенностями. Совместно с родителями мы пополнили уголок изобразительной деятельности материалом для художественной деятельности. Далее была проведено обследование детей по художественно- эстетическому развитию, целью которого было определение уровня развития изобразительной деятельности и творческого воображения детей. Анализ результатов в основном соответствует среднему уровню. Итак, результаты диагностического этапа позволили мне определить следующие этапы работы: формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

В своей работе мы знакомили детей с различными техниками рисования. Подбирали и изготовили игры на развитие творческого воображения, для родителей подготовили памятки «Учите рисовать в нетрадиционной технике», «Как развивать творческие способности у детей», консультации «Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду и дома».

2- й этап – основной. Приёмы и методы организации учебно — воспитательного процесса. Организованную образовательную деятельность по художественно-эстетическому развитию (рисование, мы проводили с применением нетрадиционных техник рисования).

3-й этап – заключительный. По окончанию основного этапа было проведено повторное диагностирование детей.

Анализ результатов показал, что у большинства детей благодаря применению нетрадиционных техник рисования повысился уровень творческих способностей. Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей вырос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Положительным результатом в своей работе считаем участие детей в конкурсах и выставках различного уровня. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. В своём опыте работы мы достигли поставленных задач и целей.

Таким образом, использования нетрадиционных приемов работы с бумагой, нитью, бросовым материалом и т. д. благотворно способствует развитию детского художественного творчества, развитию художественных навыков и развитию всех психических функций у детей.

У детей повысилась творческая активность, эмоциональность, самооценка. Дети научились использовать хорошо знакомые им предметы в качестве художественных материалов. Значит, мне удалось заинтересовать детей, разбудить в них творческое начало, не навязывая собственных мнения и вкусов. Ведь рисование для ребёнка — радостный, вдохновенный труд, к которому, по моему мнению, не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребёнка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

А самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов.

Источник: maam.ru