Методика проведения утренней гимнастики в ДОУ

Татьяна Добрынина
Методика проведения утренней гимнастики в ДОУ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В ДОУ

Примерное количество упражнений:

2-3 года – 4 упражнения

3-4 года – 5 упражнений

4-5 лет – 6 упражнений

5-6 лет – 6-8 упражнений

6-7 лет – 8-10 упражнений

Младший возраст

Организация детей. Для выполнения ОРУ малышей лучше ставить в круг. Чтобы дети могли встать в круг, на полу следует сделать круг из длинной веревки.

Раздача и сбор пособий. Должны проводиться очень быстро. Воспитатель заранее готовит пособия: кладет на стул, по кругу. Мелкие предметы не должны быть многоцветными, иначе дети будут отвлекаться. Малышей учат пользоваться пособиями, показывают, где лежат предметы и как их брать.

Методы и приемы обучения. Детям нужен постоянный пример для подражания. Основной методический прием – показ и словесное объяснение. Вначале воспитатель называет упражнение, затем проверяет готовность детей, предлагает принять им нужное ИП, при этом прибегает к сравнениям: поставьте ножки широкой (узкой) дорожкой. Затем упражнение показывается, одновременно поясняется воспитателем и тут же выполняется детьми. При этом не дается пояснений, как держать руки, ноги, спину. Подсчет упражнений и музыкальное сопровождение в младших группах не дается. Оценка выполнения упражнения должна носить положительный характер, не зависимо от того, как ребенок выполнил движения.

Качество выполнения упражнений. Дети выполняют упр. в меру своих сил. Большинство упражнений выполняются из положения стоя.

Структура упражнений для малышей. Упражнения состоят из двух частей (показали погремушки, спрятали, сели, как бабочки на цветы – встали). Большинство упражнений дети выполняют в лицевой плоскости, одновременно и однонаправленно (сразу поднимают обе руки вверх, ноги). Постепенно вводятся упражнения, где есть одновременные движения разных частей тела (маршировать, поднять султанчики и размахивать ими).

По форме – это упражнения, представляющее целостное, расчлененное действие или имитационные движения, конкретные задания с использованием пособий. Все упражнения должны быть объединены одним сюжетом.

Средний дошкольный возраст

Организация детей: построение вкруг, в колонну (звенья) по два, по три, по четыре (ведущих назначает воспитатель).

Структура упражнения усложняется, как правило, состоит из 4 частей («Мотор» — руки в стороны, вращение руками, в стороны, вниз). Упражнения подбираются одновременные, однонаправленные, частично поочередные. Темп становится более четким и разнообразным. Наряду с имитационными упражнениями вводятся аналитические, как правило, это упражнения с пособиями. В них отчетливо выделяется каждая часть.

Подготовка и раздача пособий. Дети помогают воспитателю готовить пособия и убирать их на место. Мелкие предметы кладут на стульчики.

Методы и приемы обучения. В начале года методика обучения такая же, как в младшей группе. Постепенно процесс обучения меняется.

Воспитатель называет упражнение, показывает упражнение, как правильно выполнять движения. Показ должен быть выполнен грамотно, в полную силу, без остановки, ритмично. Это помогает создать целостный зрительный образ. Показ упражнения без объяснения воспитатель дает 1-2 раза, затем с замедлением отдельных частей и объяснением. При этом важно нужно обозначать словами направление частей тела (налево, направо). Упражнения сопровождаются краткими командами-указаниями (присесть – встать, посмотреть на палку, поднять, опустить). После окончания воспитатель дает краткую положительную оценку: молодцы, хорошо держали спинку, приседали низко.

Когда детям упражнения знакомы, осуществляется их углубленное разучивание. Упражнение называется, затем воспитатель показывает упражнение и одновременно объясняет технику выполнения, дает распоряжение к принятию ИП, проверяет у детей ИП, дает команду к началу упражнения, распоряжения по ходу выполнения упражнения, указания к качеству выполнения упражнений.

Самостоятельное выполнение упражнений сопровождается словесными указаниями воспитателя, затем это упражнение выполняется под счет. Водится музыкальное сопровождение.

Старший возраст.

Организация детей. Используются приемы, как в средней группе, вводится построение в несколько кругов у пособий (у больших обручей, построение в шахматном порядке. Используются указания, меньше предметных ориентиров.

Подготовка и раздача пособий. Активно помогают воспитателю при раздаче и уборке пособий. Чаще дают пособия, которые требуют коллективного выполнения упражнений.

Методы и приемы обучения. Задача: осознанное выполнение упражнений, формирование четкости при выполнении движений. Показ и объяснение нового упражнения можно проводить одновременно. Отдельные части упражнения, знакомые детям не объясняются, а только называются, более сложные элементы раскрываются подробно. Можно предложить детям вспомнить хорошо знакомые упражнения и кратко описать порядок их выполнения. Это приучает дошкольников к анализу движений. Простые упражнения дети выполняют самостоятельно. По мере освоения движений следует варьировать сочетание наглядных и словесных методов обучения: демонстрировать показ всего упражнения с объяснением, частичный показ с пояснением, описание упражнения без показа, установку на мысленное воспроизведение упражнения и его описание детьми и вновь показ всего упражнения с пояснением отдельных сторон.

Показ упражнений проводится в четком темпе и ритме. Поэтому проговаривание слов дается на первом этапе обучения. В дальнейшем упражнения выполняются в сопровождении музыки или подсчета. Используются команды «приготовиться», «начинай», «закончили».

Во время повтора упражнений воспитатель, так же как и в средней группе. Проходит между рядами детей и дает краткие индивидуальные указания, помогает отдельным детям.

Оценка выполнения детьми движений должна быть краткой, конкретной, с указанием некоторых ошибок (шире разведи колени, спина прямая, дается по ходу выполнения упражнения или сразу по окнчании. Избегают отрицательных оценок общего характера.

Источник: maam.ru