Мастер-класс для родителей по мелкой моторике

галина новикова
Мастер-класс для родителей по мелкой моторике

Игра – знакомство «Передай колпачок»

Цель: формирование чувства единства, сплоченности, развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга.

Ход игры: Давайте познакомимся, но не просто так, а по-особенному. Для этого нам нужны будут счётные палочки. Возьмите по одной палочке. Посмотрите, на мою счётную палочку надет  колпачок. Я называю своё имя и передаю свой колпачок соседу справа. Сосед справа снимает мой колпачок своей счётной палочкой (руками не помогаем, говорит своё имя и передаёт колпачок соседу справа и т. д. Итак, начинаем! (Под музыку дети и родители передают колпачок друг другу.) — Колпачок вернулся ко мне, и мы с вами стали немного ближе друг другу.

Массаж поверхности ладоней шариками –ёжиками.  «Самомассаж подушечек пальцев»                                  

Ходит ёжик  без дорожек,

Не бежит  ни  от   кого.

С    головы   до  ножек,

Весь в  иголках ёжик.

Как  же  взять  его?

Например: «У Мити был День рождения. Ему подарили много игрушек. А какие игрушки, ты узнаешь, если сумеешь отгадать загадки». Попросите ребенка ниточкой «нарисовать» отгадки.  

Задание для детей четырехлетнего возраста:

 

Его бьют, а он не плачет, 

Только выше, выше скачет. (Мяч)

Возьми за палочку, дружок, 

И подними вот так. (флажок).

Твой хвостик я в руке держал.  

Ты полетел, я побежал. (Шарик)

Выкладывание контуров предметов нитью т. е. рисуем нитью.  

Это может быть и солнышко, и дерево цифра, буква и т. д.

Берем горошинку –

Дома я одна скучала,

Горсть горошинок достала.

Прежде чем начать играть

Надо пальчику сказать,

Пальчик, пальчик, мой хороший,

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай,

И другому передай! (Передаем.)

Для развития тактильных ощущений, можно сшить такие мешочки, наполнив их крупой, фасолью, ватой и т. д. Перебирая мешочек, малыш массажирует сам себе пальчики.

ак же можно предложить ребенку контур предмета нарисованного на листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку, что в свою очередь будет отличной профилактикой оптической дисграфии и дислексии

(предложить из ниток выложить контур рисунка)

Массаж пальцев эластичным кольцом.

Мальчик-пальчик,

Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик лег в кровать

Этот пальчик уж вздремнул

Этот пальчик уж уснул

Этот пальчик крепко спит

А тебе спать не велит!

(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, начиная с большого, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

«Орехи»

Для следующей игры нам понадобятся грецкие орехи. Они своей неровной поверхностью массируют детские пальчики

(Дети берут орехи)

Научился я орехи

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.  

(Перекатывать пальцами одной руки орехи)

Я катаю свой орешек

Чтоб круглее всех он стал

(катать между ладоней)

«Карандаш»

(Раздать в коробочке карандаши по рядам)

Карандаш в руках катаю, (катать между ладонями рук)

Между пальчиков верчу (катать между пальчиков одной руки, второй не помогать)

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу (ходьба с «коромыслом»)

Следующая игра: «Разверни, не порви…»

Сначала, мы предлагаем завернуть в фольгу орех…. а, затем развернуть аккуратно, не порвав фольгу

Пальчиковые кинезиологические игры

Остановимся подробнее на кинезиологических упражнениях. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развитияумственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.

Предлагаем вашему вниманию кинезиологические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

1. «Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

2. «Кошка» — последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

3. «Ухо-нос» — левой рукой взяться за кончик носа, правой — за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

5. «Кулак — ребро – ладонь» — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

6. «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами:

«Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»

7. «Симметричные рисунки» — рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

«Медведь».

(Предложить взять платочки)

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее на подмогу,

Мишка, кажется, застрял

(Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак. Теперь нужно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.)

Цель: познакомить воспитателей с использованием нетрадиционного материала в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук.

Задачи:

Сформировать представление о понятии «мелкая моторика».

Познакомить с видами деятельности по развитию мелкой моторики старших дошкольников.

Развивать творческий подход к выполнению заданий, фантазию, воображение.

Материал: нетрадиционный материал, ножницы, клей, фломастеры, овощи, фрукты, листочки бумаги.

Ход:

Сегодня к будущему первокласснику предъявляются высокие требования при поступлении в школу. У ребенка должна быт сформирована готовность к поступлению в школу. Немаловажным является наличие умения ребенка грамотно говорить, использование всех частей речи, овладение элементарными навыками письма. Должна быть развиты волевые качества, познавательные процессы. Все это необходимо развивать в дошкольном учреждении.

Достаточно большая роль отводится сформированной мелкой моторике рук дошкольника.

Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.

На ваш взгляд, какое влияние оказывает развитие мелкой моторики на развитие ребенка-дошкольника?

Чтобы ребёнок развивался гармонично, обязательно нужно с ним заниматься, совершенствую мелкую моторику рук. Сегодня существует множество авторских методик, развивающих игрушек и занятий, которые проводятся в игровой форме и помогают узнавать новую информацию через тактильные ощущения. Существуют виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук:

Игровая деятельность

Пальчиковые игры и упражнения;

Массаж кистей рук и пальцев;

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;

Игры с верёвочкой, шнуровку.

Продуктивная деятельность

Лепка, аппликация, рисование;

Раскрашивание ;

Вырезание ножницами;

Познавательно-исследовательская

Конструирование из лего-конструктора;

Конструирование из бумаги;

Конструирование из природного материала;

Графические упражнения, штриховки;

Собирание конструкторов и мозаик;

Театральная деятельность

Показ разных видов театра

Существуют виды деятельности как традиционные, так и нетрадиционные.

Для нетрадиционных видов деятельности характерно использование нетрадиционного материала.

Пальчиковые игры и упражнения-пальчиковая игра всегда сопровождается стихами. При этом можно использовать массажный мячик, прищепку, крупу, шишки.

Массаж кистей рук и пальцев-всем известный прием здоровьесбережения. Его можно выполнять махровыми варежками, массажными перчатками, шишками, грецкими орехами, су-джок мячиками, колечками.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками-в данных играх используется материал, который представляет интерес для дошкольников. Так можно поиграть в игру «Выложи фигуру, силуэт пуговицами», «Выложи из крупы животное» «Выложи из камешек бабочку».

Игры с верёвочкой, шнуровкой-можно использовать силуэты одежды, обуви из картона, пластика

Лепка-широко используется соленой тесто. Оно наиболее мягкое и пластичное.

Аппликация- можно использовать аппликацию приемом обрывания. Для этого использовать салфетки, газету, пенопласт. В качестве материала, на котором будет наклеиваться бумага, можно использовать диски, трубочки, палочки для мороженого, лопатки для жарки.

Раскрашивание-прием очень интересен для детей, ведь рисунок можно раскрашивать не только красками, но и вареными овощами (свеклой).

Вырезание ножницами-в организации такой деятельности можно использовать журналы, природные листья, овощи (огурец, яблоко).

Конструирование из бросового материала -для создания поделки можно использовать пластиковые бутылки, стаканчики, пластиковые ложки, одноразовые тарелки.

ак же можно взять решетку для раковины, обычно она состоит из множества клеточек. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. Ходить можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят».

Еще можно взять две пробки от пластиковых бутылок, кладем на стол резьбой вверх.

Это у нас «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

Тоже самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. Давайте попробуем.

Так же можно заниматься с помощью бельевой прищепки, только проверьте на своих пальцах, 

Источник: maam.ru