Мастер-класс для педагогов «Опыт гендерного воспитания дошкольников через приобщение к художественной литературе»

30.06.2020

наталья винокурова
Мастер-класс для педагогов «Опыт гендерного воспитания дошкольников через приобщение к художественной литературе»

ЦЕЛЬ: оказание практической помощи педагогам в использовании художественной литературы как средства гендерного воспитания дошкольников.

ЗАДАЧИ:

1. Способствовать формированию у участников мастер- класса умения

определять особенности гендерных ориентаций и ценностей детей с помощью художественной литературы.

2. Содействовать практическому освоению навыков проектирования образовательной деятельности с применением художестственной литературы в гендерном воспитании детей.

Материалы и оборудование: ноутбук, диапроектор, экран, презентация, картинки с изображением мальчика и девочки, 2 стола, стулья по количеству участников фокус-группы, листочки и ручки, распечатанное задание на листе формата А4 в 2-х экземплярах.

Ход мастер-класса

«Через книгу происходит «врастание» ребенка

в гендерную культуру того общества,

где он живёт и развивается»

(с позиции концепции Л. С. Выготского)

Слайд №1

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер — класса

«Опыт гендерного воспитания дошкольников через приобщение к художественной литературе».

Слайд №2

Гендерное воспитание — это организация педагогического процесса с учётом принадлежности к определенному полу.

Слайд №3

Социальные изменения условий жизни, изменения психологических установок общества привели к тому, что многие зарубежные и отечественные ученые рассматривают процесс гендерного воспитания детей как актуальную проблему современного общества.

Слайд №4

Главная задача гендерного воспитания в детском саду — это улучшение взаимоотношений между мальчиками и девочками, формирование у них адекватной оценки представителей противоположного пола, вовлечение детей разного пола в совместную деятельность.

Одним из наиболее эффективных средств передачи духовных ценностей, отражающих гендерную социализацию дошкольников, является художественная литература.

Слайд №5

Работа по гендерному воспитанию детей посредством художественной литературы ведется ежедневно, в специально организованной самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей и предполагает создание предметно-развивающей среды. Это, прежде всего, оформление книжного уголка с произведениями для мальчиков и девочек и с возможностью самостоятельных театрализованных игр и драматизаций.

Читая художественные произведения, мы обращаем внимание детей на положительные черты характеров героев, свойственные представителям разных полов. Через гендерные образы любимых литературных персонажей мальчики и девочки приходят к соответствующему пониманию самих себя. Дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать и не принимают других – отрицают их отношение к жизни, не одобряют их поведение и не хотят быть похожими на них.

Слайд №6

Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что с самого рождения в русской семье учитывались гендерные особенности ребёнка. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Всё накопленное передавалось устно от человека к человеку. Становилось достижением многих. Так возникло устное народное творчество.

Рассмотрим некоторые его жанры, которые наиболее ярко отражают гендерную принадлежность.

Слайд №7

Пестушки и потешки – краткие стихотворные приговоры нянюшек и матерей, ухаживающих за ребенком в первые месяцы жизни. В соответствии с тем, кому именно была адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозировалось их будущее.

Труд девочек был связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, мальчиков- с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными.

Ой, Ванюша,

Ой, родной

Скоро будешь ты большой,

Будешь рыбку ловить,

Будешь лес рубить,

Татку, мамку кормить.

.

Большое внимание в пестушках и потешках уделялось внешним особенностям мальчиков и девочек: одежде, прическе.

Как у доченьки моей

Ворох золотых кудрей!

А в очах — озера синь,

А стан будто у осин!

При этом очевидно, что в данных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской — стойкость, мужество, ответственность.

Слайд №8

Даже в колыбельных песенках присутствует обращение не просто к ребенку, а к девочкам и мальчикам: «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота», «А баиньки, баиньки качаю дочку маленьку».

Вы, конечно же знаете как красочно иллюстрированы данные жанры народного творчества. Такие книжки дети с большим удовольствием подолгу рассматривают, а произведения воспитатель предлагает детям для прослушивания и заучивания, затем дошкольники применяют элементы русского фольклора в в сюжетно – ролевых играх, в театральной деятельности, на праздниках и развлечениях.

Слайд №9

Неисчерпаемый источник гендерного воспитания представляют пословицы и поговорки. В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены такие традиции народа, как любовь к матери, уважение к старшим, почитание родителей, народные мысли о воспитании мужских и женских качеств.

«Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит».

«Мужик хлопочет – добротный дом себе построить хочет»

Слайд №10

Одной из самых драгоценных жемчужин гендерного воспитания, доставшихся нам в наследство являются сказки. Как в народных, так в авторских сказках в художественной форме даны образцы гендерного поведения. В полоролевом отношении все сказки, мифы, легенды, притчи, можно условно разделить на три группы:

«мужские», где главный герой – мужской персонаж. К «мужским» сказкам можно отнести все мифы и легенды о героях, а также сказки, главные герои которых принадлежат к мужскому полу. («Три Поросёнка», «Мальчик – с- пальчик» и другие);

«женские», где главная героиня – персонаж женского пола («Красная шапочка», «Золушка», «Дюймовочка» и другие);

«смешанные», где есть два главных героя обоих полов («Царевна – Лягушка»)

Слайд № 11

При работе со сказкой очень важно бережно относиться к сказочному сюжету: не просто читать и обсуждать текст, а использовать сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывать театрализованные кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам. Это будет способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

Слайд № 12

При подборе художественных произведений необходимо также учитывать, что девочкам нужны литературные произведения, способствующие развитию навыков и уверенности в себе, позитивному отношению к себе как к девочке.

Мальчикам нужны произведения, которые формируют представления о мужестве, смелости и отваге, находчивости, необходимо, чтобы была выделена общественная значимость и нравственная направленность этих качеств. Смелость и сила нужны только при защите слабых и обиженных, а также при определённой работе.

Таким образом, художественная литература и устное народное творчество — это кладезь мудрости, неиссякаемый источник воспитания детей, которые способствуют формированию представлений дошкольников о культуре и народных традициях воспитания мальчиков и девочек.

Практическая часть

Слайд № 13

А сейчас, уважаемые коллеги, для того, чтобы на практике убедиться в эффективности использования художественной литературы как средства гендерного воспитания дошкольников, я предлагаю вам принять участие в практической части мастер-класса.

Я приглашаю фокус группу, которая разделится на 2 команды и займет места за столами.

Задания для команд:

1. Команде «А ну-ка, девочки» предстоит сочинить колыбельную для девочки, а команде «А ну-ка, мальчики»- сочинить колыбельную для мальчика.

2. Из предложенных произведений художественной литературы команде «А ну-ка, девочки» выбрать те, которые освещают женский и мужской труд, а команде «А ну-ка, мальчики» выбрать те, которые освещают тему: «Мальчки и девочки-будущие мужчины и женщины» и обосновать свой выбор.

А пока фокус-группа работает, всем остальным участникам я предлагаю обратиться к пословицам.

Слайд № 14

1. А сейчас внимание на экран:

составьте по предложенным картинкам пословицы о мужских и женских качествах, о семье, о почитании родителей, о любви к детям.

Слайды № 15-№ 20

2. Давайте мы с вами назовем сказки, в которых отражены идеалы женственности, так называемые «женские» произведения, затем назовем сказки для мальчиков, в которых отражены идеалы мужественности.

Слайд № 21

Я вижу, что фокус-группа закончила работу и готова озвучить то, что у них получилось.

— Спасибо всем участникам, вы прекрасно справлялись с заданиями и я думаю, что этот мастер-класс помог вам убедится в том, что художественная литература помогает ребёнку освоить гендерную культуру общества, в котором он живёт и развивается. И мы очень надеемся, что из наших мальчиков и девочек вырастут настоящие защитники и хранительницы семейного очага.

Источник: maam.ru