ООД для детей старшей группы «Путешествие в Африку»

30.06.2020

Наталья Алексеевна Макеева
ООД для детей старшей группы «Путешествие в Африку»

Цель: Познакомить с самим жарком континентом — Африкой, с климатическими условиями, животными и растениями.

Задачи:

1. Образовательная: Расширять представления детей о разнообразии животного мира Земли.

2. Развивающая: Развивать любознательность и стремление изучать природу и живых обитателей Земли. Способствовать развитию речи и логическому мышлению.

3. Воспитательная: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: глобус, картинки с изображением животных, картинки растительного мира Африки.

Ход занятия:

Где – то в джунглях, на лианах, Где – то с южной стороны,

Обитают обезьяны,

И жирафы и слоны.

Где в речушке серебристой

Бегемоты сладко спят,

Разрисованные птицы

Цветом радуги летят.

Воспитатель: Ребята, вы догадались куда мы отправляемся?

(ответы детей- отправляемся в Африку).

Я предлагаю вам отправиться в путешествие в Африку. Где же она находиться? На чем мы можем туда отправиться? (ответы детей)

Двигательная разминка «Мы самолеты»

— Отправляемся в полет,

Дети

— Путешествие нас ждет! (Строятся в колонну)

— Все готово для полета

— Руки — крылья самолета (Прыжком расставляют ноги на ширину плеч, разводят руки в стороны).

— Загудел наш самолет (полуприсяд,

— Слышите мотор ревет? («Вертелочка» руками, произносят: «Р»)

— Край родной мы оставляем (Машут правой рукой).

— Вы готовы?

— Мы взлетаем! (Бегут друг за другом).

— В небе высоко парим,

Над морями мы летим.

Скорость убавляем.

— К Африке подлетаем! (Садятся на точки, на правое колено)

Вот и Африка, друзья! (Сидя, рука правая вверх в сторону, затем левая)

Здравствуй, Африка моя!» (Встают, рука правая вверх в сторону, затем левая, потом обнимаем себя перекрестно)

Африка располагается по обе стороны от линии экватора. Западные территории материка омываются водами Атлантического океана, на северо-востоке — Красным морем, на севере — Средиземным морем, с востока — Индийским океаном.

В Африке находятся пустыни. Слово ПУСТЫНЯ- образовано от какого слова?

— Пусто, пустынно

— Так что такое пустыня?

— Пустыня – это огромное пространство, покрытое песком и камнями. Здесь дует горячий ветер, почти не бывает дождей.

Пустыни – это жаркие и сухие места на Земле. На карте они обозначены желтым цветом. Самые крупные и известные пустыни Африки: пустыня Сахара, пустыня Калахари и пустыня Намиб. Самая большая из них- африканская Сахара. В переводе с арабского «Сахара» означает «пустыня». Днем здесь очень жарко, а ночами иногда так холодно, что можно замерзнуть.

Тяжело жить в пустыне, несмотря на то, что пищи там немного, воды мало, и спрятаться почти некуда, некоторым живым существам удается существовать среди песков. В пустынях обитает одногорбый верблюд — дромедар. Он покрыт густой мягкой шерстью, которая защищает животное от дневного зноя пустыни и от ее ночного холода. Верблюд весь год питается скудной растительностью, кое – где растущей в песках. Есть такое растение – верблюжья колючка, которое едят только верблюды, поэтому она так и называется «верблюжьей». Верблюды могут более 10 дней обходиться без воды и до 3 недель без пищи. Запас пищи они носят с собой. В горбах на спине они запасают жир. За счет него и пополняют свои силы. Его еще называют «кораблем пустыни»: день за днем он может идти по пескам с грузом на спине и при этом не пить и не есть.

Работа с песком.

В саваннах обитает очень, много видов млекопитающих. Там живут такие травоядные животные как …

С огромными ушами и бивнями дугой

Гуляет по саванне, как великан большой

И хоботом сумеет себя почистить он

Нет никого сильнее, чем африканский…

(ответы детей-слон).

Слон – настоящий великан суши. Африканский слон выше четырех метров ростом, а весит около 6000 килограмм. На кончике хобота два пальцевидных отростка. Хобот слона можно назвать универсальным инструментом. Он достаточно силен, чтобы нести тяжелое бревно, и достаточно чувствителен, чтобы без повреждений сорвать с ветки спелый фрукт. При помощи хобота слон обоняет, моется, дышит, осязает и издает громкие трубные звуки. У бивней тоже несколько функций: ими слон роет землю в поисках съедобных кореньев или воды, они же служат для битвы с врагами.

Воспитатель: следующая загадка-

Достает своей макушкой У деревьев до верхушки.

Шея, как высокий кран.

Добрый, в пятнышках…

(ответы детей- жираф).

Самые высокие млекопитающие на земле – это жирафы. Их головы находятся на высоте 5 метров над землей. Жирафы видят дальше всех и предупреждают зебр и антилоп об опасности. Они питаются листьями с верхушек деревьев, куда другие животные африканской саванны не достают. Узор на шкуре жирафа позволяет эффективно маскироваться.

Воспитатель; следующая загадка подскажет, о каком животном пойдет речь.

Мчатся, мчатся по саванне, К водопою утром ранним Полосатые лошадки.

-Кто это? (ответы детей- зебра).

Африканские дикие лошади — зебры. У зебр полосатое не только туловище, но даже грива и хвост. Такая окраска помогает им скрываться от хищников среди деревьев и кустарников.

Воспитатель: еще одна загадка познакомит нас с жителем жаркого континента:

Если б нос был просто носом

Я б не мучился вопросом.

Если нос – огромный рог

Кто тогда я?.

(ответы детей-носорог).

В саванне живет носорог, по своим размерам уступает только слону. Главный отличительный признак носорога — один или два рога на носу. Видит он плохо, но зато у него отличный слух. Его толстая шкура, собранная складками, создает впечатление брони. Несмотря на свой грозный вид, ест только траву. Носороги хорошо плавают и любят купаться. Часами они пролеживают в грязной жиже на берегу рек. Ил, которым покрывается кожа носорога, потом защищает его от кусающих насекомых. У носорогов обычно рождается один детеныш.

Неуклюжий и большой,

Он пасется под водой,

Набивает свой живот,

Щиплет травку…

(ответы детей- бегемот).

Бегемот, или гиппопотам, это значит «речная лошадь» — обожает воду. Туловище у бегемота очень массивное, на коротких толстых ногах. Ноги оканчиваются четырьмя пальцами со своеобразными копытцами, соединенными небольшой перепонкой. Он великолепно плавает и ныряет. В его пасти есть четыре клыка. Раскрытая пасть бегемота может навести ужас на кого угодно. Но бегемот — травоядное животное и пускает в ход свои страшные клыки, только если на детенышей – бегемотиков нападает крокодил. Если нет опасности, бегемот целый день лежит в воде, либо в прибрежных зарослях.

Воспитатель: Дети, вы увидели много животных Африки. Все они красивые, разные. Но что – то у них есть общее в строении тела. Что именно?

Дети: У всех животных есть туловище, ноги, голова, уши, глаза. У всех животных есть хвост, рот.

Воспитатель: А какие отличия есть у животных?

Дети: У жирафа – длинные шея и ноги.

У слона — длинный нос – хобот.

У зебры – полоски.

У носорога – на лбу рог.

Игра с мячом в кругу (образование сложных слов)

У буйвола крутые рога, значит он какой? (Буйвол круторогий).

У льва большая грива, значит он какой? (Лев большегривый)

У обезьяны длинный хвост, значит она какая? (Обезьяна длиннохвостая).

У тигра острые зубы, значит он какой? (Тигр острозубый)

У леопарда быстрые ноги, значит, он какой? (Леопард быстроногий)

Воспитатель: Наше путешествие закончилось и нам надо вернуться в детский сад.

— Пора отправляться в детский сад.

Сядем снова в самолет,

Отправляемся в полет. (Прыжком расставляют ноги, руки в стороны)

В небе высоко парим,

Над морями мы летим. (Поднимаем руки вверх, встаем на носочки)

Губы вытянем вперед.

Самолет гудит, поет:

УУУУУ (Поворот вокруг себя)

Я лечу в Москву! (Летят друг за другом)

Наш любимый детский сад

С нетерпеньем ждет ребят. (Встают на точки, на одно колено)

Итог занятия.

— Ребята, что бы вы хотели рассказать вечером своим родителям об Африке?

(ответы детей).

Источник: maam.ru