Летние опыты и эксперименты с песком

Ольга Попова
Летние опыты и эксперименты с песком

Летние опыты и эксперименты с песком

Теплые месяцы – лучшее время для игр с песком. На прогулках мы организовывали различные опыты и эксперименты, познакомили детей со свойствами песка и его особенностями.

Игры с песком – это знакомство детей с неживой природой, начало экологического воспитания. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

№1 «Откуда берётся песок» . Материал: камни, листы белой бумаги, лупа. Ход эксперимента: Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге. Что это сыплется? Как мы получили песок? Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

№2 «Из чего состоит песок» Материал: тарелочки с песком, листы белой бумаги, лупы. Ход эксперимента: Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его. Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

№3 «Легко ли сыпется песок» Материал: сухой песок. Ход эксперимента: Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его

маленькой струйкой. Легко ли он сыпется? Вывод: сухой

песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

№4 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»

Материал: «песочница», пластиковая бутылка.

Ход эксперимента: Рассматривание заготовленной горки песка. Создаём «ураган» — резко с силой сжимаем бутылку.

Что происходит и почему? Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.

5 «Свойства сухого песка» Материал: песок, пластиковые тарелочки и трубочки. Ход эксперимента: Предложить детям подуть через трубочку на сухой песок насыпанный в тарелочку. Что происходит? Вывод: Песок состоит из отдельных песчинок, а между ними находится воздух, они маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу. Песчинки не могут удержаться, при сильной струе воздуха.

№6 «Куда исчезла вода»Материал: стаканчики с песком и водой.

Ход эксперимента:В стаканчик с песком нальём воды. Куда исчезла вода? Вывод: вода быстро впитывается в песок.

№ 7 «Лепим из песка»Материал: подносы с мокрым песком. Ход эксперимента: Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания. Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

№ 8 «Мокрый песок принимает любую нужную форму» Материал: мокрый песок, различные формочки. Ход эксперимента: Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки. Из какого песка удалось сделать фигурки? Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

9 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»Материал: подносы с мокрым и сухим песком. Ход эксперимента: Предложить оставить отпечатки ладошек на сухом и мокром песке. Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

№ 10 «Волшебное сито» Материал: ведро с песком, сито. Ход эксперимента: Предложить детям просеять песок через сито и посмотреть, что остается. Вывод: крупные предметы остаются на сите, а мелкие проходят сквозь дырочки.

11 «На каком песке легче рисовать?» Материал: мокрый и сухой песок, палочки. Ход эксперимента: Пробуем рисовать на сухом, а затем на мокром песке палочками. Вывод: на мокром песке рисунок получается ярче, четче, виднее.

Опыт № 12 «Теплый — холодный» Материал: теплый и холодный песок. Ход эксперимента: Дать детям теплый и холодный песок. Предложить поиграть с песком, пересыпать его между пальчиками. С каким песком было приятнее играть? Вывод: в жаркую погоду приятнее играть с прохладным песком, в холодную — с теплым.

Итоговое мероприятие: «Песочная страна» (рисование сухим песком) Материал: сухой песок, листы бумаги с картинками, клеящие карандаши. Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок. Стряхнуть лишний песок. Вывод: Сухим песком можно рисовать.

Мир вокруг нас удивителен и разнообразен.

При формировании основ естественно – научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными!

Источник: maam.ru