Лексико-грамматическое занятие на тему «Посуда» в старшей группе с ОВЗ

Людмила Макарова
Лексико-грамматическое занятие на тему «Посуда» в старшей группе с ОВЗ

Задачи:

1. Расширение и конкретизация представлений о посуде, её назначении, частей, из которых она состоит.

Закрепление в речи существительного с обобщающим значением посуда.

2. Уточнение и расширение словаря по теме (чашка, чайник, блюдце, кастрюля, ложка, нож, вилка, тарелка, есть, пить, варить, жарить, новый, красивый).

3. Совершенствование грамматического строя речи (образование имён существительных во множественном числе в именительном падеже).

4. Развитие диалогической речи, зрительного внимания.

5. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности.

Оборудование: Предметные картинки с изображением посуды, игра «У белочки в гостях», разрезные картинками и предметными картинками к ним, плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.

Ход занятия.

1. Организационный момент. (Совершенствование грамматического строя речи (различение форм единственного и множественного числа имён существительных).

Дети подходят к своим стульчикам у столов. Нужно посмотреть на предметную картинку, которая лежит у каждого ребёнка на столе.

Дефектолог: Сначала сядет тот, у кого чашка.

Теперь сядет тот, у кого чашки.

Можно сесть тому, у кого нож.

А теперь — тот, у кого ножи.

Дефектолог: Сегодня мы будем говорить с вами о посуде. Перечислите названия посуды, которую вы знаете.

Дефектолог: Для чего нужна посуда?

2. Игра «У белочки в гостях». (Развитие речевого слуха, зрительного внимания, диалогической речи. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости.)

Дефектолог помещает на наборное полотно игровое поле, на котором изображены белочка, накрывающая на стол, а на столе раскладывает предметные картинки с изображениями посуды: жёлтого чайника, красной чашки, синей сахарницы, белой вазы.

Дефектолог: Кого вы видите на картинке? Это белочка.

Дефектолог: Белочка ждёт гостей и просит нас помочь накрыть на стол. Сейчас вы будете выбирать посуду, о которой я скажу, и ставить её на стол. Возьми жёлтый чайник и поставь его на стол.

Дефектолог: Для чего нужен чайник? Заваривать чай.

Дефектолог: Возьми красную чашку и поставь её перед чайником.

Для чего нужна чашка? Пить чай.

Дефектолог: Возьми белую вазу и поставь её за чайник,

Зачем нужна ваза? Ставить цветы.

Дефектолог: Возьми синюю сахарницу и поставь её около чайника.

Для чего нужна сахарница? Насыпать сахар.

Дефектолог: Молодцы! Вы очень хорошо помогли белочке. Она благодарит вас.

3. Упражнение «Подуем на чай». (Развитие физиологического дыхания, формирование направленной воздушной струи.)

Дефектолог предлагает детям встать около своих стульчиков, раздаёт им плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.

Дефектолог: Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. Упражнение повторяется 2-3 раза.

4. Подвижная игра «Посуда». (Развитие координации движений, общей моторики, творческого воображения.)

Вот большой стеклянный чайник, Надули животик, одну руку

Очень важный, как начальник. поставили на пояс, другую изогнули — «носик».

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки. Присели, одну руку поставили на пояс.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются. Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке. Потянулись, сомкнули руки над головой.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принёс. Легли, вытянулись.

5. Игра «Разбитая чашка».

(Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.)

Помогитете мне «склеить» их. Сложите части картинки правильно.

6. Итог занятия: Кто сегодня постарался? Оценка работы детей.

Источник: maam.ru