Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС»

АНЯ КУДАКАЕВА
Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС»

Одной из важнейших задач ДОУ, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС, является поддержание и укрепление детского здоровья. Ответственность за состояние воспитанников возлагается на педагогов детских садов. Физически крепкие малыши лучше обучаются и более эффективно развивают навыки. Именно поэтому кроме общеукрепляющих методик, в работе ДОУ должно применять здоровьесберегающие технологии, направленные на прививание детям навыков здорового образа жизни и воспитания в них гармонично развитой личности.

При правильной организации деятельности педагоги тщательно продумывают все нюансы режима детей с учетом их потребностей. В результате обеспечивается гармоничное развитие малышей в благоприятной среде без стрессов и непомерных нагрузок.

Существует ряд факторов, которые могут оказать негативное воздействие на здоровье детей в детском саду:

• недостаточное количество внимания или родительского контроля в отношении здоровья ребенка;

• некорректная организация процесса обучения (без учета требований СанПиН);

• использование во время занятий методик без учета возрастной специфики группы дошкольников.

Дети совершенствуют свои умения, находят новые и раскрывают уже имеющиеся интересы. Кроме знаний и навыков, воспитатели (совместно с физкультурными и музыкальными руководителями, педагогами дополнительного образования, психологами, логопедами и медсестрами) стараются привить малышам привычки ЗОЖ, используя для этого виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ, которые имеют различную направленность: контроль и поддержка благоприятного психологического состояния, поддержание оптимального уровня двигательной активности, диспансеризация, правильное питание, организация процесса обучения согласно гигиеническим и санитарным стандартам.

Цели и задачи здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Образовательные задачи: формировать представление о здоровье и правильном питании, о деятельности врачей и медсестер;

• формировать представления о работе разных органов и систем организма;

• обучать навыкам соблюдения питьевого режима и сбалансированного питания;

• обучать простым техникам снятия эмоционального и физического напряжения;

• формировать представления о заболеваниях и методах защиты от них;

• расширять словарный запас.

Развивающие задачи: развивать способности точно повторять показываемые действия, внимания, двигательных навыков, координации движений, мелкой моторики;

• совершенствовать навыков культуры и гигиены;

• развивать все разновидности восприятия и умения выполнять действия по команде;

• развивать гибкость, точность и ловкость движений, логического мышления и аналитических способностей;

• повышение двигательной активности.

Воспитательные задачи: создавать мотивации к регулярному выполнению физических упражнений и правильному питанию,

• воспитание опрятности;

• развивать коллективизм, стремления заниматься спортом, прививание полезных привычек;

• воспитывать осознанное отношение к личной гигиене;

• воспитывать избегание вредных привычек;

• поощрять желания самостоятельно заниматься спортом.

Перечислим основные виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

В зависимости от используемых средств и методов воздействия на дошкольников, они подразделяются на:

• социально-психологические – направлены на поддержание

эмоциональной стабильности и хорошего настроения (сказкотерапия путем сочинения, инсценировки или прослушивания сказочных историй, психогимнастика для борьбы со страхами, снижения агрессии и т. д., песочная терапия в виде игр с кинетическим песком для развития мозговой активности, музыкотерапия в форме танцев, игр или расслабления под музыку, цветотерапия в виде творческой работы с материалами приятных расцветок или просмотра разноцветных изображений); физкультурно-оздоровительные – улучшение состояния здоровья с помощью разных видов двигательной активности (примеры таких здоровьесберегающих технологий в ДОУ — физкультминутки в седине длительных сидячих занятий, пальчиковые игры в виде упражнений для пальцев рук и кистей, улучшающие мозговую активность и эмоциональное состояние детей, дыхательная гимнастика для тренировки выносливости, развития речевого дыхания и релаксации, специальные техники для профилактики нарушений осанки и плоскостопия, самомассаж для снятия мышечного напряжения, упражнения для глаз для укрепления органов зрения и снятия напряжения);

• медико-профилактические – коррекция состояния здоровья, укрепление иммунитета, профилактика болезней путем контроля со стороны медработников (постоянное наблюдение за состоянием воспитанников, закаливание с помощью солевого, водного, воздушного и солнечного воздействия, фитотерапия с помощью витаминных чаев или коктейлей для профилактики простуд во время эпидемий, оксигенотерапия с помощью кислородных коктейлей для общего укрепления организма и профилактики хронической усталости).

Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ – обучение воспитанников основам ЗОЖ (занятия по вопросам здоровья, зарядка после пробуждения). Педагог детского сада, планирующий использовать здоровьесберегающие технологии в ДОУ, должен пройти аттестацию. Перед этим ему необходимо изучить соответствующие методические материалы и ознакомиться с опытом других воспитателей, читая периодические издания педагогической тематики, статьи на профильных интернет-сайтах или посещая соответствующие мероприятия. Формирование и внедрение здоровьесберегающих технологий в практическую деятельность ДОУ происходит в тесном взаимодействии с медицинским персоналом, родителями и руководством дошкольного образовательного учреждения.

Здоровьесберегающие технологии в группах ДОУ могут использоваться в различных формах. Главное условие – занятия должны быть увлекательными и вызывать приятные эмоции у детей.

В младших группах практикуются наблюдения и опытная работа, двигательная активность, различные игры, изготовление поделок, беседы и другие виды деятельности.

В средних группах – разнообразные сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры.

В старших группах – обсуждение проблемных вопросов, проекты, исследования, продуктивная творческая деятельность, ведение дневника.

В подготовительных – игры-драматизации, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, изготовление сложных поделок и т. д.

Во всех возрастных группах проводятся разнообразные мастер-классы, дни здоровья и досуговые мероприятия на тему здоровьесберегающих технологий в ДОУ для дошкольников и их родителей.

Игры, проводимые в рамках учебы и воспитания дошкольников, интегрируются с основными здоровьесберегающими технологиями в ДОУ. Подобная активность помогает детям совершенствовать свои умения и узнавать новые факты об окружающем мире.

Особенности проведения игровых занятий: педагог принимает непосредственное участие во всех игровых занятиях с детьми младшего возраста, а в средних группах – только в новых играх; у детей младшего дошкольного возраста занятия проходят индивидуально или в подгруппах, поскольку таким образом лучше усваивается информация; игры проводятся с использованием средств, соответствующих возрастным особенностям дошкольников: в младших группах – маски и безопасные предметы, в средних и старших – костюмы и комплекты для сюжетно-ролевых игр, в подготовительной – конструкторы, комплекты настольных игр, самодельные изделия; во всех группах проводятся занятия и закаливания на свежем воздухе; дети от 5 лет участвуют в соревновательных играх.

Досуговые мероприятия в детских садах предполагают как самостоятельную работу, так и занятия в рамках разных тематик, в том числе, с применением здоровьесберегающих технологий в ДОУ по ФГОС с привлечением родителей.

Виды досуговой деятельности: физкультурная – эстафеты, подвижные и соревновательные игры, нетрадиционная гимнастика;

• литературно-музыкальная – разучивание и исполнение стихов и песен, прослушивание рассказов о ЗОЖ, музыкальные игры;

• творческая – арт-терапия, изготовление поделок, постановка театральных сценок на тему здоровья и др.

Здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ являются преимущественно интегрированными и включают элементы из художественной, познавательной, эстетической или двигательной сфер.

Занятия имеют следующую структуру: организационная часть в виде приветствия, оглашения темы и подготовки к работе. Введение – использование наглядных, песенных и др. материалов, сюрпризов и игровых ситуаций для мотивации детей. Основной блок занятия – раскрытие темы с помощью разных видов работы. Рефлексия – обмен впечатлениями, подведение итогов.

Методика занятий с использованием здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна учитывать необходимость регулярной смены деятельности у малышей. Для этого в состав малоподвижных занятий обязательно включаются разминки. Важно по мере возможности индивидуализировать работу в соответствии с интересами детей разной половой принадлежности, варьировать виды занятий между воспитанниками и выдавать детям задания различной степени сложности. Деятельность дошкольников непрерывно контролируется с использованием элементов поощрения. Продолжительность занятий с применением здоровьесберегающих технологий в группах ДОУ должна соответствовать требованиям СанПиН, установленным для занятий непосредственно образовательной деятельностью. Для младших дошкольников данный параметр составляет не более 15 минут.

Проведенные занятия анализируются по разным параметрам (психологическое состояние детей, их вовлеченность в учебный процесс, эффективность методов и средств, соответствие тем и методики возрастным параметрам воспитанников) и оцениваются по 3-балльной шкале: 1 – плохо, 2 – удовлетворительно, 3 – хорошо. Анализ необходим для определения эффективности использованных приемов, обнаружения недостатков в программе здоровьесбережения и корректировки ее методики с целью улучшения.

Здоровое и гармоничное развитие детей возможно исключительно при условии позитивного и слаженного взаимодействия воспитателей и медицинских работников детского сада с детьми и их родителями. Использование здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ делает процесс обучения более интересным и конструктивным, а у воспитанников формируется осознанное желание заботиться о собственном здоровье и вести здоровый образ жизни.

Источник: maam.ru