Консультация для родителей «Ребенок не хочет читать. Что делать?»

Марина Шаблаева
Консультация для родителей «Ребенок не хочет читать. Что делать?»

Часто можно услышать от родителей дошкольников сетования на то, что ребенок не хочет читать книги, и чем ближе поступление в школу, тем острее встает проблема детского чтения.

Причины отказа ребенка от самостоятельного чтения могут быть разные. Не хочет читать, потому что ему трудно или потому что отсутствует интерес к книге как таковой и он не осознает ценности чтения книг. Желание научиться самостоятельно читать зависит от того, как малыш понимает, зачем ему это нужно: чтобы поступить в школу или опередить всех детей в группе, чтобы получить обещанную награду от родителей или же все же чтобы больше знать и научиться самому открывать для себя новые знания.

Иногда родители требуют от дошкольника самостоятельного чтения при отсутствии первоначального интереса к чтению, книге. Они сами ранее не позаботились, чтобы этот интерес появился и закрепился.

Если ребенок видит, что сами родители довольно редко читают, больше времени проводят у телевизора; видит небрежное отношение к книгам: они пылятся в шкафу или валяются где попало, используются не по назначению (например, как подставка под кастрюли) или стоят на полках только как часть интерьера, роскошное дополнение к дорогой мебели, то вполне объяснимо, что у ребенка нет соответствующего желания читать книги.

Культура обращения с книгой закладывается в семье.

Если же ребенок часто видит родителей за книгой, родители обмениваются впечатлениями о прочитанном, радуются покупке интересной книги, то у ребенка появится интерес к книгам.

Надо признать, что самостоятельное чтение сначала дается детям с трудом. Как все просто до этого представлялось ребенку: буквы бы только выучить, и читать можно. И какое его ожидало впереди разочарование: буквы все знает, даже в слоги они складываются, а читать ну никак не получается! А ведь ребенку хочется читать сейчас и так же хорошо, как мама!

К сожалению, многие взрослые тоже забыли, как нелегко им было в детстве делать первые попытки самостоятельного чтения. К тому же постоянный дефицит времени, дел других полно. Ребенок, когда начинает учиться читать, видит раздражение мамы: «Так ты никогда не научишься читать». Ребенок видит недовольство мамы и тоже переживает: «Никогда я не научусь читать. Это слишком трудно» А кому хочется неудач? Появляется протест, нежелание учиться читать. Дальше все пойдет через силу.

Некоторые родители, переживая первую неудачу ребенка, жалеют его и решают больше не повторять попыток обучения: «Лучше сами ему почитаем, а учителя научат, когда время придет» Но, отодвигая проблему, они ее не решают, а это значит, что скорее всего через некоторое время она снова возникнет, да еще и усугубится: желание самостоятельно читать заметно ослабнет у ребенка, ведь в любом случае можно попросить родителей, и они не откажут, так зачем самому учиться?

Что же поможет родителям и ребенку преодолеть трудную ситуацию начала чтения?

1. Прежде всего, родителям не стоит сразу отстраняться от процесса чтения и занимать позицию только слушателя (к тому же еще и критика, ведь вы же следите за текстом и исправляете).

На первых порах очень помогает прием совместного чтения. Например, сначала ребенок читает слово из заголовка, дальше- родители, потом он будет рад прочесть другой заголовок сам, дальше текст читают родители. Через некоторое время можно привлечь его к чтению небольшого абзаца. Далее, выборочно по абзацам, то он, то вы. Итак, постепенно вы, меняясь ролями-то слушатель, то читающий, увеличиваете количество прочитанного ребенком от нескольких предложений до главы.

Почувствовав, что ребенок уже достаточно может прочесть больше, но не решается, предоставьте ему эту возможность, например, найдя какой-либо предлог отойти от книги.

2. Для освоения читательского умения встает вопрос правильного выбора книги с крупным, ясно напечатанными шрифтом. Хорошо если книга красочно оформлена, тогда еще до чтения она заинтересует ребенка.

3. Взрослым обязательно следует помнить, как много зависит от их отношения к чтению ребенка. Независимо от того, большой текст прочитан ребенком или маленький, простой по содержанию или сложный, обязательно поговорите с ребенком о прочитанном. Пусть малыш почувствует ваш интерес. Похвалите, даже если не очень получалось.

4. Помните, что важно не только выработать навык чтения, но и воспитать культуру чтения. Ребенок должен усвоить, что если начал читать книгу, то следует дочитать ее до конца. Книгу нужно читать последовательтно, не перескакивая через страницы, не заглядывая сразу в конец. Постарайтесь донести до ребенка, что важно постараться все понять в прочитанном, а если что-то осталось неясным, возвратиться и перечитать или спросить у взрослых. Поощряйте вдумчивое чтение.

5. Не забывайте, что первое чтение-это чтение вслух. Ребенок проговаривает то, что читает.

6. И еще о выборе книг. Сейчас много появилось детских книг на прилавках. Но все их не купишь. Желательно активно посещать с ребенком детскую библиотеку, ведь здесь большой выбор книг, при этом действительно соответствующих детской тематике, возрастным особенностям. Можно выбрать на любой вкус, познакомиться с лучшими изданиями детской литературы.

7. У ребенка появляется новая роль, теперь он- читатель. Может сам выбрать книгу для чтения. Но если выбрал, то обязан прочитать в указанный срок и вернуть в хорошем состоянии. В библиотеке он увидит и других детей-читателей, почувствует атмосферу любви к книге.

Детские книжки просты по содержанию. Но они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, дарят радость познания. Книги приходят к малышу в раннем детстве, чтобы стать его друзьями, помощниками на всю жизнь. В них он потом будет находить отклик своим переживаниям, размышлениям, искать ответы на вопросы и проблемы. Книги, как настоящие друзья, никогда не предадут.

Источник: maam.ru