Консультация для родителей «О роли малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста»

Екатерина
Консультация для родителей «О роли малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста»

Консультация для родителей

«О роли малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста»

Малые формы фольклора – это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок, и которые развивают его.

Все знают,как порой бывает непросто наладить эмоциональный контакт с детьми в адаптационный период,а ребёнку -войти в новый, непривычной для него мир -детского сада. Непросто,но задача облегчается, если воспитатель умело использует потешки при общении с ребёнком.

Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечь и успокоить.

Этот пальчик — папочка

Этот пальчик — мамочка

Этот пальчик — бабушка

Этот пальчик — дедушка

Этот пальчик я — вот и вся моя семья.

***

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший

Ванечку пригожий.

Также организовать режимные моменты,провести игру,успокоить малышей т. д. могут помочь потешки,создававшиеся русским народом в течение веков и вобравший в себя доброту, всю его мудрость,нежность и любовь к детям.

Слушая фольклорные произведения, дети постигают окружающий мир, учиться быть добрыми и ласковыми.

Любой воспитатель понимает: дневной сон для малыша необходим, но как помочь ему уснуть?И тут на помощь «приходят» потешки:

Бай, бай, байки,

Прилетели чайки

Стали крыльями махать,

Наших деточек качать.

Ну вот,наконец дети встали.

Потешки можно использовать после сна :

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся моя дружок,

Встань мой Юрочка.

Впереди умывание и приучаться делать это тоже надо.

Водичка, водичка

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

***

Ай,лады, лады,лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Также произносим потешки при кормлении:

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот — тарелка, вот — еда.

Не осталось и следа.

***

Посадим на ложку

Капустку, картошку — и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на ложке

Капустки, картошки.

И нет на тарелке — гляди!

За окошком тёплый солнечный денёк. Деткам время гулять, но сначала нужно одеться. Пора уже учиться одеваться самостоятельно. Иногда это бывает очень трудно,но с потешками это всегда легче и веселей:

Вот они, сапожки:

Этот — с левой ножки,

Этот — с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем сапожки:

Этот — с правой ножки,

Этот — с левой ножки.

Вот так хорошо!

***

Завяжи потуже шарф,

Буду делать снежный шар.

Я шар покачу,

Гулять хочу.

Также, при организации игр с детьми, фольклор не заменим:

Мы потопаем, как мишка:

Топ-топ-топ-топ!

Мы похлопаем, как мишка:

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Лапы вверх мы поднимаем,

На другие приседаем.  

***

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод.

Дети подражают голосам домашних животных и птиц. Потешки, главными героями которых являются животные и птицы, помогают воспитателю активизировать речь детей,побуждая их к повторению текста и звукоподражаниям.

Наши уточки с утра

«Кря-кря-кря! кря-кря-кря!»

Наши гуси у пруда —

Га-га-га! га-га-га!

А индюк среди двора —

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху —

Грру-грру-у, грру-у, грру-у!

Наши курочки в окно —

Кко-кко-кко! Ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

***

— Кисонька-мурысонька,

Где была?

— На мельнице.

— Кисонька-мурысонька,

Что там делала?

— Муку молола.

— Кисонька-мурысонька,

Что из муки пекла?

— Прянички.

— Кисонька-мурысонька,

С кем прянички ела?

— Одна.

— Не ешь одна!

Не ешь одна!

Не ешь одна!

***

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть

Или Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

Очень важно,научить ребёнка наблюдать за природными явлениями,любоваться их красотой.

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять —

Мы промочим ножки.

***

Радуга-дуга,

Подавай дождя!

Нам по ложке,

Медведю по плошке,

А серому волку —

По полному ведёрку!

***

Принесла весна

Золотые ключи,

Ай, люли-люли,

Золотые ключи.

***

Солнышко, солнышко,

Выгляни в оконышко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Использование малых фольклорных форм позволяет детям быстрее овладеть речью, развить речевой слух ребёнка, помогает овладеть интонационной стороной речи, плавностью голоса и выразительностью, учит улавливать повышение и понижение голоса, обогащает словарный запас.

В детских потешках заложен и тонкий педагогический смысл.  Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась только стенами детского сада. Она должна носить систематический характер. Через потешки происходит речевое знакомство ребенка с окружающим миром, закладывается фундамент непрерывной познавательной деятельности.

Источник: maam.ru