Консультация для родителей «Адаптация детей 2–3 лет в детском саду»

Захарова Наталия
Консультация для родителей «Адаптация детей 2–3 лет в детском саду»

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Многие детки поначалу на удивление охотно идут в группу, достаточно легко переживают разлуку с мамочкой, но затем ревом и криками выражают свой протест. Конечно, встречаются малыши, которые не плачут и с радостью спешат к тете-воспитательнице. Но таких детей очень мало, у остальных привыкание затягивается на долгие месяцы. Это и есть адаптация.

Адаптация — это процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т. д. В детском саду большинство условий будет новыми и

непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать. Адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.

У ребенка появляются следующие перемены:

• ему уделяется меньше персонального внимания;

• меняется дневной режим;

• отсутствуют близкие люди;

• приходится постоянно контактировать со сверстниками;

• необходимо слушаться незнакомого взрослого.

• нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);

• нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый);

• меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить повышение температуры.

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуально-личностных особенностей малыша: типа его нервной системы, степени общительности и доброжелательности, уравновешенности, наличия или отсутствия привычки выполнять требования взрослых, сформированности навыков самообслуживания и т. д.

Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую:

до 1 месяца – лёгкая адаптация;

до 2 месяцев – адаптация средней тяжести;

от 2 до 6 месяцев – тяжёлая адаптация.

Изменения детского поведения зачастую сильно пугают родителей, что они начинают думать – этот «кошмар» никогда не закончится и малыш не сможет привыкнуть к детскому саду. Не стоит драматизировать: негативные поведенческие особенности являются обычными для многих детей, которые привыкают к новой ситуации, и исчезают по мере адаптации.

Последствия стресса (адаптации)

1. Слезы и страх.

Сначала ребёнок показывает весь спектр негативных эмоций: плачет вслед за всеми, не хочет заходить в группу, не даёт снять с себя одежду, обувь.

2 .Снижение общительности.

Иногда, даже хорошо говорящие дети замыкаются в себе, отказываются контактировать с социумом. Это вполне естественно. У 2-3-летних малышей отсутствует сюжетно-ролевая игра, они играют параллельно друг другу.

3. Низкий познавательный интерес.

Из — за стресса не все дети интересуются игрушками, вовлечь их в образовательный процесс сложно. Некоторые дети сидят в сторонке, предпочитая наблюдать за взрослыми и детьми.

4. Обратное развитие.

Ребёнок «теряет» ранее приобретенные навыки, которые успешно применял дома: перестает самостоятельно одеваться, кушать, проситься на горшок

5. Изменение двигательной активности.

Одни дети становятся гиперактивными, другие – заторможенными и медлительными. Подобные перемены зависят от индивидуальных особенностей, в первую очередь, от типа темперамента.

6. Нарушение сна

В спальню идут со слезами и криками. А если засыпают, то постоянно просыпаются и всхлипывают.

7 .Пониженный аппетит

Есть дети, которые спокойно сидят за столом и кушают, а есть, которые не желают сидеть вместе с детьми. Но это все временно.

8. Частые заболевания

Сопротивляемость организма заметно снижается, дети часто болеют.

Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в детском саду.

В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о Вашем ребенке, рассказывайте больше.

Но успешность адаптации вашего малыша будет зависеть не только от воспитателей и от самого ребенка, но во многом и от Вас. В Ваших силах помочь ребенку войти в новые условия – в условия детского сада – как можно более безболезненно. Для этого Вам необходимо психологически готовить ребенка к детскому саду заранее и соблюдать следующие рекомендации.

1. Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребёнок идёт в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошёл в садик».

2. Соблюдайте режим дня! Заранее узнайте режим работы учреждения дошкольного образования и за один-два месяца постарайтесь, чтобы ваш ребенок привык к нему.

3. Приблизьте рацион питания ребенка к рациону детского сада. Не следует кормить его только протертой пищей!

4. Чтобы ребёнок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки.

5. Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков, не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии.

6. Создавайте в восприятии ребенка положительный образ детского сада! Познакомьте малыша со зданием детского сада, с его территорией. Покатайте его на качелях, горке, поиграйте на спортивной площадке. Расскажите сказку о детском саде.

7. Заранее готовьте ребенка к временной разлуке. Пример: «Ты стал большим, взрослым. Тебя уже приняли в детский сад. Мы будем ходить на работу, а ты — в детский сад. Так все делают. Ты у нас очень хороший, и мы тебя любим. Мы уверены, что ты нас не подведешь!

Настраивайте себя на успешную адаптацию ребенка, постарайтесь наладить доверительные отношения с воспитателями! Демонстрируйте ребенку позитивное отношение к детскому саду.

Радуйтесь вашему малышу!

С уважением воспитатели детского сада!

Источник: maam.ru