Консультация для педагогов. Тема: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр

24.05.2020

Татьяна Кулакова
Консультация для педагогов. Тема: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр

Выбрав данную тему по самообразованию, я ставлю и решаю следующие задачи:

— Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

— Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

— Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

— Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр в дошкольном возрасте.

Изучая данную тему, провожу работу с родителями. Была проведена консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей первой младшей группы»

Родители задали интересующие их вопросы. Я старалась точно и полно на них ответить.

Так давайте же разберёмся в значимости и полезности пальчиковых игр?

О влиянии действий руками на развитие головного мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.

Ещё в древности китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, оказывают положительное влияние на деятельность головного мозга. В подтверждение этому японская акупунктура. Как известно на кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Поэтому занимаясь массажем определенных точек, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.

Но учитывая бесценный опыт восточных мудрецов, не стоит забывать и о отечественных учёных, так В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

А известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит следующее утверждение, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”.

При использовании пальчиковых игр развитие речи происходит сразу в двух направлениях:

Во-первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.

Во-вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький — он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка.

Вы спросите: «С какого возраста нужно начинать выполнять пальчиковые игры?»

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от 3–х месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенка осваивает окружающий мир.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Особое место пальчиковым играм отводиться в детском саду, мы используем их на занятиях, во время прогулок и в индивидуальной работе с детьми.

Помимо специальных упражнений, развитие ловкости у детей младшего возраста может происходить во время того, как они осваивают навыки самообслуживания. Так же игры с пальчиками использовались в режимных моментах.

В процессе общения воспитателя с детьми во время режимных моментов у детей формируется соответствующие навыки: (моют руки с мылом, снимают – вешают полотенце, держат правильно ложку и вилку, расстегивают и застёгивают сандалии, большие пуговки и кнопки) и создаётся благоприятная основа для формирования словаря, грамматически правильной речи, диалога, освоения детьми вежливых форм общения.)

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру.

Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т. д. Ими можно пользоваться как в детском саду, так и дома. Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения.

Не менее важной задачей для нас является и грамотное объяснение родителям о важности развития мелкой моторики. Многие дети в силу тех или иных обстоятельств вынуждены временно оставаться дома и не посещать детский сад, вот именно в такое время и важна для ребёнка помощь родителей.

Самое главное это массаж — ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребёнком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты. Для игры с ребёнком можно использовать подручные материалы, которые есть в каждом доме.

Фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.

Игры с крупами: перебирать, в разные ёмкости, перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках. Можно попросить ребёнка оказать помощь маме, и вместе с ней, перебрать крупу для каши, приготовить её, ребёнок будет очень доволен результатом своего труда, что в дальнейшем сподвигнет на дальнейшую работу.

Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую — разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой – маленький.

Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.

Так же родителям стоит помнить, что игры с мелкими предметами должны проходить под присмотром взрослых, особенно с детьми до 3-х лет.

Для успешного развития мелкой моторики рук я дала бы следующие рекомендации.

1. Прежде чем начать упражнение нужно подготовить ручки ребёнка. Дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

2. Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

3. Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой, для ребёнка интерес взрослого к его игре очень важен.

4. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Нужно подобрать игру, где задействованы все пальцы.

5. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точными переключением с одного движения на другое.

6. Нужно добиться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, с удовольствием, без чрезмерного напряжения мышц руки. Ребёнок должен испытывать радость и удовлетворение от выполненной им работы.

7. Все указания и рекомендации даются спокойным, доброжелательном тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь в выполнении задания.

8. В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяются в течение дня 2 – 3 раза, но без «нажима» на ребёнка.

9. При частом повторениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

10. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся, детям, игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.

11. Не ставьте перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

12. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

В итоге нашей консультации хотелось бы сказать о том, что от грамотной работы педагогов, коими являются, в первую очередь родители (с самого раннего возраста, а затем и воспитатели детских садов, зависит будущее развитие и обучение детей.

Вспомните хотя бы выражение В. А. Сухомлинского о том, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”.

Источник: maam.ru