Консультация для педагогов ДОУ «Воспитание доброты через музыку»

Инна Михайловна Козлова
Консультация для педагогов ДОУ «Воспитание доброты через музыку»

Нет абсолютно никакого сомнения в том, что рэп-музыка, тяжёлый рок, побуждает к насилию. Плохая музыка может действовать на слушателя, как духовный яд, а спокойная музыка — напротив делает ребёнка вдумчивым, рассудительным, побуждает делать добрые поступки.  Отдельное внимание уделим классической музыке, которая является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Я всегда и всех призываю чаще слушать классическую музыку!

Итак,музыка -это в первую очередь звуковые колебания различной частоты. Огромное значение имеет ритм музыки. Пульсация низкочастотных басов в определённом темпе, резкие скачкообразные ритмы с бесцветной мелодией – все это может крайне негативно подействовать на психику взрослого человека, а тем более на неокрепшую психику ребёнка. А эти характеристики преобладают в молодёжной клубной музыке. Ребёнок, воспитанный на образцах высокохудожественной музыки, впитавший в себя мелодии родного края, никогда подобную музыку слушать не будет! Это как прививка на всю жизнь. Язык современной популярной музыки (эстетически примитивный и физиологически вредный) не соответствует целям и задачам истинного искусства и наносит огромный вред психике ребёнка. Противостоять этому может возрождение системы любви и понимания к ценностям высоко художественной музыки, а также к фольклору. То, что увидит и услышит ребёнок в раннем детстве, станет ориентиром для него, эталоном, поэтому так важны уроки красоты!

«Красота и добро – это две родные сестры» писал в своём письме Ф. Дзержинский. Невозможно научить ребёнка добру без формирования у него понятия «красивое» и «некрасивое». Что же такое есть красивое и некрасивое в музыке? «Некрасивое – это тоже эстетическое понятие, категория эстетики, противоположная красоте. «Некрасивое» есть антипод «красивому», также как гармония и хаос. Гармония- вот что делает музыкальное произведение «шедевром». Построение музыкальной композиции имеет свои законы, сродни математическим и имеет свои принципы. В первую очередь это структура самой мелодии, она должна быть напевной, иметь правильное построение: начало, развитие и конец фразы. Но главное- в мелодической фразе должна содержаться мысль, которая в свою очередь с гармоническим обрамлением, заключённая в определённый ритм, темп и разукрашенная динамическими оттенками, создаёт художественный образ. Для того чтобы создать такое произведение, нужен большой талант, гениальность. Всё это есть у великих композиторов: яркие художественные образы, нарисованные палитрой звуков, тембров инструментов, всё это перекликается, как в полифонической музыке Баха, сочетается, поэтому только тогда музыкальное произведение затронет эмоционально, заставит вслушаться, сопереживать. Самые выдающиеся музыкальные произведения всех времён, собраны и представлены в программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Здесь собраны произведения, доступные для детей дошкольного возраста, произведения, как образец, эталон искусства, которое пробуждает глубокие эмоции и переживания, побуждает давать оценки, лежащие в основе предпочтений, сравнивать, анализировать, а значит думать, размышлять. Одним словом «классика» музыкального искусства. Видный отечественный учёный, психолог Г. С. Тарасов отмечал, что высокое искусство, в частности музыкальная классика, выполняет «множество жизненно важных задач». Использование шедевров мировой классики имеет огромное значение в становлении гармоничной личности ребёнка. Видный педагог О. П. Радынова отмечает, что «экспериментальная работа в дошкольных учреждениях показывает, что при создании условий для самовыражения ребёнка в результате слушания и оценки произведений высокого искусства, как эталонов красоты, достигается поразительный эффект музыкально – творческого и общего развития детей».

«Доброта — это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в природе — от солнца, а всё лучшее в жизни — от человека».

Доброта – качество ценимое людьми во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей теплота и сочувствие окружающих. Но какой он, добрый человек? В чем выражается доброта? Когда и как она воспитывается в детях?

Добрый человек пожалеет несчастного, найдет слова утешения, поможет в беде, удержит от ошибки. Он не просто смотрит и слушает других людей – он их видит и слышит. И – что особенно важно – отзывается на то, что видит и слышит, и спешит на помощь. Сущность доброты – способность сопереживать другому. Есть ли она у детей? Да, но далеко не у всех. И у разных детей она проявляется по-разному.

Дошкольное образование, как и вся система в целом, находится сейчас в поиске: как в сложнейших социально-экономических условиях сохранить радостный мир детства, как вырастить ребёнка здоровым физически и нравственно?

Музыка – важнейшее средство эмоционального развития ребёнка. Задача родителей и педагогов – привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере. Потому что постигая красоту в музыке, ребёнок учится ценить её в жизни, в человеческих отношениях. С восприятия и познания красоты начинается воспитание эмоциональной культуры, воспитание чувств. Это понимали ещё древние греки и поэтому музыкальные занятия (слушание музыки, игра на лире, флейте, хоровое пение) были обязательны в программе древнегреческой школы. Древнегреческие учителя, подбирая определённые музыкальные произведения, старались развить у молодых эллинов такие качества, как доброта, простота, мужество.

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности.

«Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце, — отмечал В. Сухомлинский, — важное место принадлежит музыке. Музыка и нравственность – это проблема, ожидающая глубокого изучения и решения. Я убеждён, что музыкальная культура является одним из важнейших условий воспитания нравственной культуры».

Занятия музыкой – это чаще всего коллективные занятия, поэтому они становятся и уроками доброты и общения. Дети учатся слышать друг друга, взаимодействовать друг с другом,относиться друг к другу с теплом и уважением!

P.S: И в заключении публикации мне бы хотелось обозначить,что мне становится страшно,когда я сталкиваюсь в жизни с жестокими людьми,людьми в которых совершенно нет ни капли доброты и мне хочется привести здесь в пример проповедь Патриарха Кирилла,т. к я подписываюсь под каждым его словом!

» Жестокость — одно из самых страшных проявлений греха в человеке. Грехи могут быть разные — и зависть, и осуждение, и пустословие, и плотские грехи, от которых так часто страдают люди. Но жестокость особым образом парализует духовную жизнь человека. Жестокий человек не способен ни на какое доброе дело. Жестокость есть некий признак господства темной силы в жизни человека.

Не может быть жестокости, которая передавалась бы по наследству, которая связывала бы человека с предшествующими поколениями, в недрах которых она родилась. Жестокость всегда формируется в сердце человека под влиянием его собственного мировоззрения, его собственного отношения к жизни. И нет ничего более страшного и более разрушительного для человеческих отношений. Все можно простить, но простить жестокость чрезвычайно тяжело, потому что в жестокости зло проявляется в максимальной степени. Спаситель принес в мир слова, которые никак не соответствуют злому и жестокому образу жизни: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (см. Мф. 7:12).

Сегодня мы живем в мире, где жестокость, которая обычно вызывала у людей отвращение, страх, осуждение, теперь входит в наш быт и даже в нашу культуру, особенно через кинематограф. Нас убеждают, что только жестокостью можно разрешить все конфликты. Выигрывает тот, кто бьет так, что другой встать не может, кто метко стреляет, кто уничтожает. Постепенно в массовое сознание входит образ человека, уничтожающего врагов вокруг себя, жесткого, неспособного ни на какие компромиссы. И если такой образ будет усвоен, если вместо положительного героя нашей классической художественной литературы, в основу которой был положен нравственный идеал, будет навязан образ человека жестокого, то мы разорвем связи со своей традицией, мы создадим страшное общество. «

Из проповеди в храме в честь святых Мефодия и Кирилла на Дубровке, 13 декабря 2015 года

Источник: maam.ru