Конспект занятия «Удивительные камни»

Ольга Сидорова
Конспект занятия «Удивительные камни»

«Удивительные камни»

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.

Задачи:

Образовательные: Формировать умения классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, плавучесть). Нацелить на поисковую и творческую деятельность

Развивающие: Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Используя ТРИЗ-технологии развивать у детей воображение, логическое мышление, умение ставить и решать проблему. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.

Воспитательные: воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.

Материалы: сундучок ощущений, набор схем-рисунков, наборы камней, лупы, стаканы с водой, ложки, подносы и салфетки на каждого ребёнка, аудиозапись «Шум моря», мультимедиа.

Словарная работа: шершавый, гладкий, твердый, лупа, коллекция.

— Ребята, здравствуйте! Я знаю, что вы умные и любознательные. Мы сегодня снова с вами в нашей лаборатории. А что сегодня будем исследовать, вы должны угадать.

Его в горах полным — полно.

Он часто падает на дно

Ущелья со скалы крутой.

Он твёрдый, маленький, большой.

По форме разным он бывает.

Его с дороги убирают.

(камень)

— Правильно, ребята, мы сегодня с вами будем исследовать камень.

— Камень – это объект живой или не живой природы?

— Этот предмет твердый или мягкий?

— Холодный или мягкий?

— Гладкий или шероховатый?

— Где мы можем встретить камни?

— Есть, ребята, профессии людей, которые работают с камнями. Это геолог, альпинист, археолог, ювелир, садовник, музейный работник, дворник, скульптор.

— Ребята, я предлагаю вам сесть за свои столы. Посмотрите, ребята у вас есть на подносах разные камни. Давайте рассмотрим их. Можете взять и рассмотреть их. Как вы думаете, камни все одинаковые или разные? Чем они похожи?

— Чем отличаются?

Какой мы можем сделать вывод? (камни бывают разными, различной окраски, большие и маленькие, гладкие и шероховатые).

— Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай на ощупь». Нужно закрыть глаза и на ощупь найти гладкий камень, маленький камень, шероховатый камень, большой камень.

— Камни таинственные, необыкновенные, красивые камни. Камни учат молчанию, терпению, спокойствию, созерцанию.

(Физкультминутка)

Физкультминутка “Гора”

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки) .

Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)

— А сейчас, ребята, мы как ученые с вами проведем опыты с камнями и сделаем выводы. Лаборатория наша работает, ученые готовы к проведению опыта. И так …

Опыт 1: определение цвета и формы.

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

Опыт 2: Определение размеры.

Вывод: камни бывают разных размеров.

Опыт 3: определение характера поверхности.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Опыт 4: Рассматривание камней через лупу.

Воспитатель: Ребята, вы видите камни. Они отличаются друг от друга, на камнях можно увидеть углубления, ямочки, трещины, узоры, крапинки.

Опыт 5:определение веса.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие и тяжелые.

Опыт 6: Определение температуры.

Дыхательная гимнастика. Дети берут камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой.

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Воспитатель: ребята, как вы думаете: что будет с камнем, если положить его в воду? Почему вы так думаете? А что нужно сделать, чтобы узнать правду-истину?

Опыт 7: Плавучесть.

Дети беру банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта.

Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые.

— Сейчас мы поиграем с вами в игру «Ассоциации».

Воспитатель задает детям вопросы:

— Камень твердый, как?

— Камень холодный как?

— Камень шероховатый как?

— Камень гладкий как?

— Камень круглый как?

— Молодцы, ребята!

И так, сейчас мы подведем с вами итог нашего занятия.

— Ребята, мы с вами выяснили, что камни бывают разные.

Они отличаются свойствами и тем, как человек использует их в своей жизни. Молодцы, ребята.

Все камни такие для нас родные…

Спасибо, добрый дедушка Батов,

Ты оценить помог дары зеленые.

Они прелестны. Не хватает слов.

Ребята, приводите свои рабочие места в порядок, большое всем спасибо.

(можно организовать выставку камней и где использует человек в жизни камни).

Источник: maam.ru