Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Весеннее происшествие»

Надежда Ковальчук
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Весеннее происшествие»

Цель: развивать связную речь у детей по теме «Признаки ранней весны».

Задачи:

Формировать представления у детей о признаках ранней весны и учить составлять связный рассказ по опорным картинкам.

Развивать связную речь у дошкольников, учить отвечать полными предложениями; обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; развивать память, внимание, наглядно-образное мышление.

Воспитывать у детей доброе отношение к пробуждению весенней природы: проявлять заботу о ней; эмоциональную отзывчивость.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация; 4 коробки по временам года, поднос и листы белой бумаги для создания «сугроба», магнитные мольберты (2, аудиозапись песни «Кап-кап… звенят капели».

Предварительная работа:

• Чтение художественной литературы и заучивание стихов о весне: Николай Сладков «Весенняя баня» и «Медведь и Солнце»; А. Вятский

«В марте тает снег и лёд» и другие.

• Беседы о признаках весны; наблюдение в природе за весенними явлениями.

• Рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток.

• Разучивание и проведение дидактических и развивающих, подвижных и пальчиковых игр («Времена года», «Разрезные картинки», «Что перепутал художник», «Четвертый лишний» и т. д.).

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Приветствие «Доброе утро»

«Доброе утро» — я вам сказала,

«Доброе утро» — ответили вы.

Как две ниточки связали:

Теплоты и доброты.

Воспитатель: Ребята, нам пришло видеописьмо, интересно от кого. Отгадаем загадку и узнаем:

Снег чернеет на полянке,

С каждым днем теплей погода.

Время класть в кладовку санки.

Это, что за время года… Весна

Видеописьмо прислала Весна, давайте прочитаем:

Здравствуйте Надежда Николаевна и дорогие ребята группы №9. Я, Весна, посылаю вам видео письмо и прошу вас о помощи. Зима не хочет уходить, а мне пора пробуждать природу от сна. Я днем сосульки топлю, ручьи запускаю. А ночью сестрица Зима приходит и все снова заколдовывает — в ледяной плен берет, лужи замораживает, деревья снегом укутывает, сугробы наметает. Я снова топлю, солнышко яркое весеннее в помощь беру. Обозлилась Зима, и солнышко заколдовала, заморозила, да так, что лучики у него превратились в снежинки. Ребята, помогите расколдовать солнышко.

Воспитатель: Ребята, поможем весне?

Дети: Да.

II. Основная часть.

Воспитатель: Солнышко грустное. Если мы вернем ему лучики, думаю, оно нам улыбнется.

Игра «Растопи снежинку и подари лучи солнцу»

Цель: учить детей подбирать слова-определения к существительному «солнышко»; обогащать словарный запас.

Желтое, круглое, яркое, теплое, ласковое, румяное, щедрое, утреннее, вечернее, блестящее, золотистое, огненное, лучистое, огромное, полное, рыжее, благодатное, веселое, нежное, приветливое, радостное.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, солнце хочет с нами поиграть.

Игра »Сравни и назови» с применением компьютерной презентации

Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают:

Солнце желтое, как… (одуванчик);

солнце круглое, как… (мячик);

солнце яркое, как… (лампочка);

солнце теплое, как… (печка);

солнце ласковое, как (мама, бабушка);

солнце румяное, как (колобок).

Воспитатель: Молодцы ребята, теперь солнышко у нас веселое (картинка на экране, презентация). Спасибо, что помогли найти лучики солнцу.

Смотрим дальше сообщение. Весна говорит:

Ребята, спасибо вам. Но Зима все равно злится. Решила, что меня, Весну, никто не ждет, и ничего люди обо мне не знают. Расскажите, пожалуйста, как Весна природу оживляет. Если составите обо мне рассказ и расскажите гостям, то тогда Зима обещает мне больше не мешать. К вам тогда смогу прийти, подарки принести. В помощь вам подсказки. Найдете их в весенней коробке в центре науки и естествознания.

Воспитатель: Ребята, расскажем гостям о весне? (Да)

Составление предложений о весне по опорным картинкам.

Воспитатель просит найти весеннюю коробочку в уголке природы и принести. Ребята из четырех коробок находят весеннюю; садятся на стульчики вокруг магнитного мольберта.

1. Опорная картинка «Весеннее солнце»

Воспитатель: Зиму нужно напугать, чтобы она освободила дорогу Весне. У Весны есть чудо – первый ее помощник, который поможет победить холод. Может кто-то уже может назвать помощника? Вот послушайте загадку:

Встанет рано поутру —

Я глаза скорей протру,

а оно — всё ярче, ярче,

за окном — всё жарче, жарче…

Что это такое? —

Дети: Солнце! (Выставляется картинка на мольберт)

Воспитатель: Ребята, а где мы можем увидеть солнышко?

Дети: За окном.

Артикуляционная гимнастика «Окошко»

Широко открыть рот — «жарко»

Закрыть рот — «холодно»

Воспитатель: Солнце весной стало светить и пригревать. Так что же произошло, когда появилось весеннее теплое и яркое солнце? Что весной темнеет, тает, водой убегает?

Дети: Снег.

Воспитатель: Ребята, как называется участок земли, где растаял снег?

Дети: проталина.

Воспитатель: Где быстрее тает снег весной? Правильно, там, где греет солнышко, на полянках и пригорках снег тает быстрей, и появляются проталины.

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Воспитатель: Правильно, подснежник. Ребята, загадку отгадали, а карточки-то нет в коробке. Снова злится Зима. Посмотрите, здесь целый сугроб. Замела Зима нашу карточку снегом (выносит поднос с комочками бумаги в виде сугроба горкой)

Игра «Растопи снежный сугроб»

Цель: учить подбирать весенние слова, действия к ним (глаголы, слова – определения.

Предлагаем ребятам «растопить» снежный «сугроб» (убрать листы мятой белой бумаги) и увидеть картинку с подснежником. Чтобы «растопить» снег, надо отгадать весенние слова. Одно слово весеннее сказано – убираем один «комочек» снега. Задача – «растопить» снег полностью.

— Что весной греет, светит, припекает? (Солнце.) Что делает солнце? Повторите.

— Что весной чистое, голубое, высокое? (Небо.)

— Что в небе легкое, белое, пушистое? (Облака.)

— Что с крыши свисает, капает, капает? (Сосулька.)

— Весной она капает, поет, звенит? (Капель.)

— Что весной темнеет, тает, водой убегает? (Снег.)

— Что весной журчит, бежит, поет? (Ручеек.)

2-3. Выставляются опорные картинки «Проталина» и «Подснежник»

Воспитатель: Кап-кап-кап. Что это? (Капают сосульки, и звенит капель).

4. Выставляются опорные картинки «Сосульки», «Капель».

Сейчас я загадаю вам загадки. Предлагаю вам их отгадать и найти ответы среди карточек-подсказок.

Пусть мала я, ну так что ж!

Ты меня перешагнешь.

Снег растает, я дождусь,

На весь двор я разольюсь (Лужа)

Звенят, поют, торопятся

В весенние деньки,

И в реки устремляются.

Со звоном (Ручейки)

5. Выставляются опорные картинки «Ручей», «Лужа».

6. Выставляются опорные картинки «Ветки с почками и листочками», «Трава».

Воспитатель: Ребята, в конверте еще картинки. На этих картинках подсказки о поведении птиц и зверей весной, а также о занятиях людей весной. Но их мы рассмотрим позже. А вот эти расколдованные картинки (показывает на все картинки на мольберте) помогут нам теперь рассказать о Весне? Докажем, что мы Весну любим и ждем ее к нам в гости?

Составление рассказа о весне с помощью опорных картинок.

Цель: упражнять детей в умении составлять рассказ-описание о весне с использованием опорных картинок.

Примерный рассказ детей. Наступила ранняя весна. Теплое солнце начало сильнее пригревать. Растаял снег и на проталинах распустились белоснежные подснежники. Стали таять сосульки и зазвенела капель. Зажурчали звонкие ручьи. Дети пускают кораблики в ручейках и лужах. Весной на деревьях набухают почки, появятся зеленые листочки и молодая травка.

III. Заключительный этап.

Дети рассказывают о своих впечатлениях о весне на занятии.

Подарок от Весны — аудиозапись песни «Кап-кап… звенят капели».

Видео взято из интернета

Подарок от весны «Букет подснежников», а под ним — конфеты.

Источник: maam.ru