Конспект занятия по познавательному развитию «Лед и его свойства» в старшей группе

Дарья Смирнова
Конспект занятия по познавательному развитию «Лед и его свойства» в старшей группе

Цель: Создание социальной ситуации развития детей посредством углубления представлений о свойствах воды.

Задачи:

1. Создать условия для формирования представлений детей о льде, его свойствах, о том, что лед — это замерзшая вода;

2. Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, делать выводы;

3. Создать условия для закрепления умения классифицировать предметы и явления по определенному признаку;

4. Способствовать формированию основ безопасного поведения на льду

Ход занятия:

(Дети заходят в группу и видят на столах тарелочки со льдом)

Ребята, что это у вас в тарелочках?

Дети: это лед

Ребята, а кто нам мог его прислать?

Дети: дед мороз, снежная королева, снеговик, Снегурочка и т. д

Хорошо, ребята возьмите лед в руки.

Дети: берут лед

Какой он на ощупь?

Дети: ответ детей

Да, ребята он гладкий и холодный. А когда мы берем его в руку что с ним происходит?

Дети: лед начинает таять

Почему лед начинает таять?

Дети: потому что руки теплые, а лед холодный

А из чего лед?

Дети: лед из воды

Правильно ребята!

Лед прозрачный ребята?

Дети: ответ детей

Ребята, а скажите пожалуйста как можно получить лед?

Дети: можно налить воды в какую либо ёмкость и поставить в холодильник, а если на улице зима можно просто оставить на улице

Молодцы ребята! Теперь отгадайте загадки:

1. Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось.

С неба на землю свалилось (с нег) .

2. Наш серебряный кинжал

Недолго дома пролежал.

Мы поднять его хотели,

А он к порогу убежал (сосулька) .

3. Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно (лёд) .

4. С неба звезды падают, лягут на поля.

Пусть под ними скроется черная земля.

Много, много звездочек, тонких, как стекло,

Звездочки холодные, а земле – тепло (снежинки) .

5. Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной (Сосулька) .

6. Рыбам зиму жить тепло,

Крыша — тонкое стекло. (Лед.)

Молодцы, все загадки разгадали!

Игра «Хорошо-плохо».

Игра называется «Хорошо-плохо». Скажите, что хорошего в том, что вода может замерзнуть в лёд? Чем полезен лед? (ответы детей)

Что можно делать на катке, залитом льдом? (На льду можно кататься на коньках).

Когда можно перейти через речку пешком? Почему? (Зимой можно перейти по льду реку).

Как можно остудить напиток? (Можно остудить напиток, кинув туда кусочки льда).

Что прикладывают к ушибу, чтобы ослабить боль? (Можно приложить лёд к месту ушиба, чтобы ослабить боль)

Что плохого, когда вода замерзает в лёд? (Можно поскользнуться, упасть на льду, в гололёд часто случаются аварии на дорогах, если съесть сосульку, заболит горло, лед намерзает на ветках, проводах и они ломаются и т. д.)

Игра «Можно – нельзя»

Игра называется «Можно- нельзя» с мячом. Я вам кидаю мяч и называю действие, если это делать можно, вы мяч ловите, если нельзя, то мяч откидываете обратно мне. (на реке кататься на коньках, сосать сосульку, кушать снег, с ледяной горки кататься на ледянке, можно ходить возле крыши, где висят сосульки и т. д.)

Игра «Вода – не вода»

Поиграем в игру «Вода – не вода». Я называю слово. Если оно обозначает то, что содержит воду, вы хлопаете в ладоши. Если слово обозначает предмет или явление, не имеющее отношения к воде, вы в ладоши не хлопаете. (Лёд, камень, иней, ветер, лужа, радуга, стол, снег, огонь, облако, дождь, песок, море, земля, озеро, скамейка)

Молодцы! Все старались быть внимательными.

Мы с вами подошли к выводу, что лед-это замёрзшая вода!

Когда мы можешь получить лед?

Дети: зимой

А если мне нужен лед летом что я буду делать?

Дети: заморозим воду в ёмкости в холодильнике

Ребята, давайте проведём опыт. Перед вами стоит два стакана с водой, в одном стакане теплая вода, а другом холодная. В каждый стакан мы положим по льду, в каком стакане быстрее растает лед?

Дети: в теплой воде лед быстрее растает, так как от тепла лед тает быстрее.

Да, ребята а вы знали что если лед оставить на столе в теплой комнате, он начнёт таять?

Дети: да

А потом вся та вода которая останется после льда будет испарятся.

Чем мы с вами сегодня занимались?

Дети: ответ детей

Что нового и интересного вы узнали о льде и его свойствах?

Что вам больше всего понравилось?

Источник: maam.ru