Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие в наш лес!»

Елена Захарова
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие в наш лес!»

Цель: закрепление знаний о лесе и его значении в природе.

Задачи:

— формировать бережное и гуманное отношение к живой природе леса и его обитателям;

— закрепить знания о правилах поведения в лесу;

— закрепить и систематизировать представления детей о лесе: разновидности лесов и его структуры, растительного и живого мира;

— совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;

— расширить и активизировать словарный запас детей, воспитывать речевую самостоятельность в высказываниях.

Материал: Для картины «Наш лес» — заготовки для аппликации (старичок-лесовичок, небо, трава, деревья, кустарники, лесные цветы, грибы, насекомые, птицы, животные, белые листы для черчения, клей-карандаш, рамка из бумаги.

Оборудование:

— экологические карточки для закрепления правил поведения в лесу,

— ноутбук для видео картинок разновидности лесов,

— конверт с письмом от старичка-лесовичка, медали за правильные ответы,

— магнитофон или ноутбук для игры «Угадай, чей голос», — голоса птиц,

— обучающие карточки «Грибы и ягоды» для дидактических игр «Грибная грамота» и «Ягодка в лукошко»,

— листья деревьев для дидактической игры «Узнай, с какой ветки эти детки».

Предварительная работа:

— чтение рассказа «Что такое лес?» Ю. Дмитриева,

— беседа на тему: правила поведения в лесу, о бережном и гуманном отношении к живой природе леса и его обитателям,

— разучивание стихотворений «10 заповедей от тетушки Совы», поговорок о лесе,

— рассматривание иллюстраций.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Часть первая

Звучит музыка «Звуки леса».

Воспитатель. Мальчики и девочки, у нас сегодня не простое занятие, а путешествие. Как вы думаете, куда мы с вами отправимся? Послушайте музыку!

Дети отвечают.

Воспитатель. Не просто на природу, а в лес! В нашей местности нет леса, но мы вместе создадим картину своего леса, где сможем с вами путешествовать. Но сначала давайте вспомним пословицы и поговорки про лес и природу.

Дети рассказывают:

— Рощи да леса – всему свету краса;

— Лес и вода – брат и сестра;

— Растение – земли украшение;

— По лесу ходи – под ноги гляди.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А что нужно знать тем, кто хочет отправиться в лес? Все ли помнят «Правила друзей леса» – правила поведения в лесу?

Дети рассказывают по очереди стихи «Десять заповедей» правила поведения в лесу (во время чтения стихов дети показывают карточки с правилами поведения в лесу):

Десять заповедей от тётушки Совы

Заповедь первая.

НЕ порть кору деревьев

Автографом своим,

Что ты тут был, поверим,

Но лучше б ты не был!

Заповедь вторая.

НЕ ломайте, детки!

У деревьев ветки!

Каждая веточка

Для дерева — деточка.

Заповедь третья.

НЕ бери собаку в лес:

Видишь, пёс в гнездо полез.

Он не понимает,

Что птенцов пугает!

Заповедь четвёртая.

Ёж пыхтит и морщится:

«Что я вам, уборщица?

Лес никак не подмету,

Соблюдайте чистоту»!

Заповедь пятая.

Ты хотя ещё ребёнок,

Но ведь ты не поросёнок,

На поляне не сори,

За собой всё убери!

Заповедь шестая.

Не шумите в лесу, ребята,

Лесным жителям это неприятно!

Соблюдайте тишину,

Шум не нужен никому.

Заповедь седьмая.

Огонь в лесу не разводи,

Лес от пожара береги,

А коль развёл, учти:

Перед уходом затуши!

Заповедь восьмая.

НЕ рвите в лесу букеты,

Запомнить надо про это.

Пусть цветы растут в лесу!

Леса береги красу!

Заповедь девятая.

Птичьих гнёзд не разоряй!

И другим не позволяй!

Заповедь десятая.

НЕ топчи грибы ногами,

Пусть их много перед вами.

Гриб съедобный забирай,

Несъедобный — оставляй!

Воспитатель: Умнички! Вот теперь мы сможем правильно гулять по лесу. А для этого нам надо его нарисовать. Ребята, давайте вспомним, кто помогал художнику из рассказа «Что такое лес?» рисовать картину?

Дети: Старичок-лесовичок.

Воспитатель: Правильно. Ой, ой, посмотрите, кто это тут выглядывает из-под холста (воспитатель достаёт карточку старичка-лесовичка).

Дети: Старичок-лесовичок.

Воспитатель: Мальчики и девочки, Лесовичок хочет нам помочь правильно нарисовать картину «Нашего леса». Ну что, начнем? Давайте вспомним, что в первую очередь нарисовал художник?

Дети: (отвечают и приклеивают на картину деревья) художник нарисовал сначала деревья.

Воспитатель: Правильно. Художнику очень понравилась картина, которую он нарисовал, и довольный ушел. Но когда вернулся к ней, что он увидел?

Дети: Одни сухие стволы.

Воспитатель: Да, художник очень расстроился, но тут появился старичок-лесовичок и помог ему. Что подсказал лесовичок художнику?

Дети: Нарисовать еще кусты, траву, цветы (дети приклеивают на картину кустарники, цветы).

Воспитатель: Правильно. Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть. Почему?

Дети: Потому что художник не нарисовал грибы.

Воспитатель: Верно! Но лес все равно продолжал чахнуть. Что же такое?

Дети: Художник забыл нарисовать насекомых.

Воспитатель: Да, когда нарисовал насекомых, лес как будто сразу ожил. Но что же он увидел через некоторое время на своей картине?

Дети: Художник заметил, что все пропало: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля.

Воспитатель: Почему же так получилось?

Дети: Насекомые съели весь лес, нужно нарисовать птиц.

Воспитатель: Молодцы, но когда художник нарисовал птиц, что подсказал ему еще Лесовичок?

Дети: Лесовичок подсказал нарисовать жабу, ящерицу, лягушку и еще разных зверей.

Воспитатель: Правильно! Что сказал лесовичок, когда увидел картину художника?

Дети: Лесовичок сказал, что теперь это настоящий лес и здесь он будет жить.

Воспитатель: Ой, а где наш Лесовичок, нет его? Он, наверное, пошел помогать другим деткам создавать свой лес. Посмотрите, а что это лежит у нас на столе? – конверт. Старичок оставил нам письмо! На конверте написано: «Детям из группы №…». Сейчас мы его прочитаем!

Письмо Старичка-лесовичка

Дорогие мои друзья! Ваш лес один из самых красивых во всем мире! Я очень доволен вашей работой. Но чтобы лес продолжал вас радовать, необходимо запомнить на всю жизнь важное правило. Надо всем, и маленьким деткам, и взрослым людям, беречь все живое: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животных. Ведь если что-то одно исчезнет, то пропадет, зачахнет весь лес! Берегите лес!

На прощанье вам, друзьям леса, я приготовил медали «Защитнику природы», которые вы сможете получить от воспитателя за каждый правильный ответ в играх.

Будьте внимательны и сообразительны. Ваш Старичок-лесовичок!

Воспитатель: Смотрите, ребята, а тут еще и загадки нам оставил Лесовичок. Давайте отгадывать! (Воспитатель загадывает загадки, дети здесь и во всех играх за правильные ответы получают медаль.)

Загадки:

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

Живет без оконца,

Не видывал солнца. (Крот)

Посередь деревьев кузнецы куют. (Дятлы)

Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь)

Черная заплатка и белая заплатка на березе скачет. (Сорока)

Иглы при себе носит, а шить не умеет. (Еж)

Имеет гнездо на дереве, прыгает и летает по сучьям, а не птица. (Белка)

Воспитатель: Умнички, на все загадки вы знаете правильный ответ. Ребята, давайте немного отдохнем, в этом нам поможет физкульт-минутка.

Физкульт-минутка:

«Звери, быстро просыпайтесь,

На зарядку собирайтесь». (Педагог произносит текст и хлопает в ладоши, дети встают и идут по кругу, взявшись за руки.)

Звери делают зарядку,

Звери делают зарядку — (Ходьба на месте, руки на поясе.)

Кто вприскочку, (Прыжок вверх.)

Кто вприсядку, (Присесть, руки вперед.)

Кто-то плечи поднимает, (Вставая, поднять плечи, руки свободно опущены.)

Кто-то плечи опускает. (Опустить плечи.)

Сделаем руками взмах, (Руки в стороны.)

Вправо мах и влево мах, (Маховые движения ногами вправо-влево.)

Полуприсед, (Полуприсед, руки на поясе.)

Присед, (Присед.)

Наклон, (Наклон вперед, руки в стороны.)

Всем спортсменам

Шлем поклон. (Подняться на носки, руки вверх, наклон вперед с касанием руками пола.)

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая получилась у нас картина! Давайте отправимся путешествовать в наш лес! (Заиграл сигнал из ноутбука.) Но что это такое? А это наш компьютер что-то хочет у нас спросить?

Часть вторая

Видео-слайд «Виды леса».

Воспитатель поочередно показывает на ноутбуке картины: хвойного, лиственного и смешенного лесов, а дети отвечают.

Воспитатель, показывая хвойный лес, спрашивает, какие деревья растут в этом лесу? Лес, где ели растут, называется ельником. Здесь всегда полумрак. Раскидистые плотные ветви елей не пропускают солнечные лучи.

Показывая сосновый бор, говорит: ого, а у этих деревьев даже верхушек не видать! Маленькие сосенки изо всех сил, наперегонки, тянутся вверх – к солнцу и свету. Вот почему в сосновом бору все деревья высокие, стройные. Если посмотреть вверх – будто колоны стоят, а на них ковер наброшен.

Показывая лиственные леса, тоже уточняет: посмотрите, ребята, — вот раскинул могучие ветви лесной великан. Дуб – один из лесных долгожителей. Лес, в котором растут дубы, называется дубовой рощей, здесь осенью часто можно увидеть диких кабанов. Ведь желуди — это их любимое лакомство.

А вот лиственный лес, в котором растут одни березки, — это березовая роща.

Воспитатель: Мальчики и девочки, давайте мы немного пофантазируем: посмотрите на наш лес. Видите, в лесу как бы несколько этажей, как в многоэтажном доме. Вот верхний этаж – самые высокие деревья (сосны, дубы). Следующий этаж – деревья поменьше (осина, береза, липа). Затем идут кустарники (орешник, калина, боярышник). А нижний этаж – травы, грибы, ягоды.

Часть третья

Воспитатель: Ребята, а вы догадались, какой у нас лес? Знаете ли вы, что у каждого дерева есть свои детки? Давайте представим, что дерево — это мама, а детки — это листочки, у дерева очень много деток! Попробуем все вместе определить, от какого дерева этот малыш?

Дидактическая игра «Узнай, с какой ветки эти детки?»

Воспитатель на столе выкладывает листья с разных деревьев, и дети называют, какому дереву принадлежат листья.

Часть четвертая

Воспитатель: Но вот, ребята, посмотрите: мы вышли с вами на большую поляну, а тут грибов да ягод видимо-невидимо. Давайте насобираем грибов и ягод полные лукошки, но для этого разделимся: мальчики собирают съедобные грибы, а девочки лесные ягоды.

Для мальчиков: Игра «Грибная грамота». Мальчишки собирают съедобные грибы и говорят их названия.

Для девочек: Дидактическая игра «Ягодка в лукошко». Девочки собирают лесные ягоды, при этом на карточках не только лесные, девочки должны правильно выбрать ягоды и сказать их названия.

Воспитатель: Молодцы, давайте мы сейчас с вами вот на этой поляне поиграем в еще одну очень вам знакомую игру.

Часть пятая. Подвижная игра «У медведя во бору»

(Звучит музыка: голоса птиц.)

Воспитатель: Ух, еле убежали от этого медведя! Но послушайте, дорогие мои, как красиво и звонко поют птицы в лесу!

Давайте попробуем отгадать по голосу птицу.

Дидактическая игра «Угадай птицу по голосу».

(включается запись голосов птиц: синички, кукушки, сороки, дятла, соловья, совы).

Воспитатель: Как же здесь хорошо и красиво. Послушайте, я сейчас вам прочту стихотворение С. Маршака «Праздник леса».

Что мы сажаем,

Сажая леса?

Мачты и реи –

Держать паруса,

Рубку и палубу,

Ребра и киль –

Странствовать

По морю

В бурю и штиль.

Что мы сажаем,

Сажая Леса?

Легкие крылья

Лететь в небеса.

Стол, за которым

Ты будешь писать.

Ручку, линейку,

Пенал и тетрадь.

Что мы сажаем,

Сажая Леса?

Чащу, где бродят

Барсук и лиса.

Чащу, где белка

Скрывает бельчат,

Чащу, где пестрые

Дятлы стучат.

Что мы сажаем,

Сажая Леса?

Лист, на который

Ложится роса,

Свежесть лесную,

И влагу, и тень,

Вот, что сажаем

В сегодняшний день.

Подведение итогов

Воспитатель: Друзья мои, нам пора возвращаться из леса обратно в детский сад. Но с нами навсегда останется картина «Нашего леса», и мы в любую минуту мысленно сможем путешествовать по нему. Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей.) Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы лучшие друзья леса, потому что знаете все правила поведения в лесу, были осторожными, внимательными и сообразительными и получили много медалей. Спасибо вам большое!

Источник: maam.ru