Конспект занятия «Насекомые»

Еременко Ирина Марсовна
Конспект занятия «Насекомые»

Тема: Насекомые

Цели: Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».

Задачи:

воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;

развивать зрительную и слуховую память;

активизировать, обогащать словарный запас детей по теме, развивать связную речь, образность речи;

развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа;

продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку;

развивать общую моторику, координацию;

продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», дидактическая игра «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха, ноутбук, колонки.

Возраст воспитанников: 3-7 лет

Ход занятия:

I. Организационный момент

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:

Кинесиологическое упражнение «Перекрестные шаги»

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

II. Основная часть

Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо.

Воспитатель: Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»

Воспитатель: Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? Воспитатель читает текст:

Однажды над насекомыми

Пронёсся злой паук

На полянке разноцветной

Он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали,

Трудился муравей.

И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,

И доброту возьми,

И этим шестиногим

Малышкам помоги!

Воспитатель: А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. Закройте все глаза и повторяйте за мной:

— Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!

Воспитатель: Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку.

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее (стрекоза).

Воспитатель: Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее. (пчела).

Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом (муравей).

Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (бабочка).

Воспитатель: Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. (Божья коровка).

Воспитатель: А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

— Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

— Какой основной признак всех насекомых? (у всех насекомых по 6 лапок)

— А паук – это насекомое?

— Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

— Почему их называют хищниками? (они охотятся за другими насекомыми)

— Назовите полезных насекомых (бабочка, пчела, муравей)

— Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск, муравьи разносят по лесу семена многих растений, бабочки опыляют цветы)

— Назовите вредных насекомых (муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар может разносить опасные болезни)

— Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

III. Физминутка «Сороконожка»

Шла сороконожка

Дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня

По сухой дорожке.

Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

Дети останавливаются и приседают

— Ой, промокнут сорок лап!

Насморк мне не нужен

Дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,

Обойду я лужи!

Грязи в дом не принесу

Дети останавливаются, трясут одной ногой,

Каждой лапкой потрясу!

Трясут другой ногой

И потопаю потом

Дети топают ногами

— Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель: Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.

На доске расположены картинки.

Игра «Четвертый лишний». Составление предложений.

Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.

Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.

Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.

Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.

Воспитатель: Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.

Игра «Разложи бабочек на группы» (на ковре).

Воспитатель:

— Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить наших бабочек по группам (работа в парах). Дети раскладывают бабочек по размеру, по цвету, по форме

Воспитатель: Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук). Продолжим путешествие.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:

— Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.

Воспитатель: Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.

— Что сначала откладывает бабочка? (Бабочка откладывает яйца)

— Кто появляется из яйца? (Из яйца появляется гусеница)

— Что делает гусеница? (Она питается листьями и растет)

— В кого она превращается? (Гусеница превращается в куколку)

— Кто выходит из куколки? (Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать)

Воспитатель: Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.

Этот странный дом без окон

Медленно поворачиваются вокруг себя

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом,

Вращают руками

Дремлет гусеница в нём.

Ладошки под правой щекой

Спит без просыпа всю зиму.

Ладошки под левой щекой

Но зима проходит мимо —

Взмахи руками вверх

Март, апрель, капель, весна…

Хлопки руками на каждое слово

Просыпайся, соня – сонюшка!

Потягиваются

Под весенним ярким солнышком

Рисуют руками солнышко

Гусенице не до сна.

Грозят пальцем

Стала бабочкой она!

Бегут по кругу, машут руками, как крыльями

Рассказы детей по цепочке:

Бабочка отложила яички на цветке.

Потом появилась гусеница.

Гусеница питалась листьями и росла.

Потом гусеница превратилась в куколку.

Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

Воспитатель: Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в наш центр. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей.

Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:

— Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

Воспитатель: Вам понравилось быть насекомыми?

— А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

— Какая игра вам больше всего понравилась?

IV. Итог занятия

Релаксация «Порхание бабочки»

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем. Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните, как вы были насекомыми.

Звучит спокойная музыка.

Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и краси-выми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки. (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к. (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.

— Вы все сегодня были молодцы!

Источник: maam.ru