Конспект занятия «Казачий перепляс» в рамках кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста

Елена Галактионова
Конспект занятия «Казачий перепляс» в рамках кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста

Кружковая работа Детский казачий кружок «Лазорик» МБДОУ детский сад №27

Составила: Музыкальный руководитель

высшей категории:

Галактионова Е. В

г. Новочеркасск, 2020г.

БЛОК «РОДНЫЕ КАЗАЧЬИ РАСПЕВЫ»

Занятие № 2 «Казачий перепляс»

Задачи:

1. Развивать эмоциональную отзывчивость на казачью народную музыку, возможность творческого самовыражения в песне и пляске, варьирование в движениях.

2. Познакомить с лексикой народной казачьей пляски. Учить двигаться легко, ритмично в соответствии с характером музыки. Сочинять простейшие мелодии на короткие стихи, фразы.

3. Воспитывать интерес и любовь к музыке Донского края, потребность под неё двигаться, узнавать ее.

Музыкальный репертуар: г/з «Казачьи плясовые», ансамбль «Любо»,

Казачьи народные песни «Ай, на горе калина», «Эх, донские казаки».

Оборудование:

Иллюстрации «Движения к донской пляске; белые платочки –по количеству девочек, диск с записью казачьих песен, шапочки воробушкам-2 штуки.

Предварительная работа:

Беседа о характерных движениях казачьей пляски, слушание казачьих песен в исполнении педагогов «Ай, на горе калина», «Эх, донские казаки».

Ход занятия:

Звучит «Ай, на горе калина» в исполнении педагога.

Дети слушают песню, беседуют по содержанию, говорят о характере мелодии, интересных казачьих распевах в припеве:

Удаль моя, жаля, моя, калина,

Жалюшенька — жаля, моя, калина.

Педагог предлагает обыграть песню движениями свободного перепляса.

Педагог: Кто скучает в самом деле? Выходите поскорее!

Ну, скорей ко мне идите, каблучками постучите!

(педагог приглашает девочек.)

Разминка для девочек

Каблучками я стучу,

Казачью плясочку учу!

( «Горошек» мелкое, дробное постукивание ногами;

«Дробь» — выстукивание ногами простейшего ритмического рисунка;

шаг с приподанием и притоп)

Казачья плясочка моя

З-а-м-е-ч-а-т-е-л-ь-н-а-я!

/ кружение и притопы каблучками/

Педагог: Кто скучает в самом деле?

Выходите поскорее

Ну, скорей ко мне идите

Каблучками постучите! /педагог обращается к мальчикам/

Разминка для мальчиков

Наши казаки — на лошадок сели,

Поскакали, полетели!

/продвижение вперёд- прямой галоп, притопы с приподанием — двигаются по кругу ритмично пристукивая каблучками, «Горошек», «Дробь», присядка, «ползунец» — широкий шаг на полуприсяде, «колесо»/

Педагог: Мы сейчас себя покажем, каблучками постучим,

И платочками помашем, вас с собою пригласим!

Педагог на занятии показывает движения для мальчиков и девочек в казачьей пляске. Совместно с педагогом девочки выполняют следующие движения: «припадание «на левую ножку с притопом, ножки пружинят; «подебаск» – прыжок вправо и три притопа, (тоже в другую сторону, три притопа – «КЛЮЧ», кружение с высоким забрасыванием ног. В правой руке у девочек платочек, которым она играет «вправо-влево» на уровни груди в ритм музыки.

Ребенок: Как немного подрасту, я в казачий хор пойду,

Я с Донскими казаками никогда не пропаду!

Педагог: Ох, раз, еще раз мы поклонимся сейчас,

Начинаем перепляс, постараемся для вас!

Грамзапись «Казачьи плясовые» в исполнении ансамбля «Любо».

В парной свободной пляске мальчики приплясывают двигаясь «следом» за девочкой на расстоянии полушага, левая рука впереди (или сзади) — за поясом, правая рука сжата в кулачок, большой палец свободен, «кулачок играет» в ритм музыки, казак,как будто, рукой защищает свою казачку, пытается заглянуть на нее, то с одной, то с другой стороны. Дети знакомятся с игровыми движениями:

«Улица» — дети, приплясывая в казачьей манере, двигаются стайкой в каких либо направлениях.

«Стенка на стенку»- «шеренги, держась за руки двигаются на встречу друг другу.

Педагог: Дети, какое у вас настроение? (радостное, веселое, игривое)

Покажите личиком! (дети показывают мимикой настроение)

(педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации,фотографии на тему «Пляски Донских казаков»)

Педагог: На казачке с оборочкой юбочка,

На казачку смотреть было «любочко»

У казачки белый — беленький платок

Ходит в гости молоденький казачок

(педагог хвалит детей за выразительное исполнение движений, обращает внимание на осанку детей, мимику лица)

Мы много о казачьей пляске узнали,

А сейчас летним днем казачью песню пропоем!

Песня «Эх, донские казаки» казачья народная песня

(инсценирование песни на основе простейших движений казачьей пляски)

Педагог: Дети! Мы свами сегодня пели, танцевали,

Но, пока что не играли?

К нам сегодня воробышки прилетели,

Поплясать с детьми захотели(по считалке выбираются 2 ребенка)

Игра «Воробышек» (дети встают в круг, два ребенка в центре круга – «он» и «она»- «воробышки».

Участники поют на любой придуманный мотив (детское музыкальное творчество) :

Покажи, скажи, воробышек (обращаются к девочке) Как девчата ходят?(«воробышек» — девочка» показывает характерные казачьи плясовые движения для девочек)

Воробышек: Они и так, и вот так!

Туда глядь, сюда глядь!

(далее хоровод спрашивает)

Покажи, скажи воробышек,

Как ребята ходят?

(«Воробышек» — мальчик показывает характерные казачьи плясовые движения для мальчиков, выбираются дети — «воробышки» вновь, игра повторяется).

Педагог хвалит детей за то, что они все замечательные и разные, двигались ритмично, выразительно. Педагог беседует с детьми о том, что им понравилось.

Педагог: Дети вам нравятся казачьи песни?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: Почему?

Дети:(-Они интересные.

— Эту песню можно нарисовать.

-В них есть забавные слова-повторы.

— От них мне весело и я радуюсь.

— Они добрые. Спойте нам еще.

Педагог: В следующий раз я познакомлю вас с новой казачьей песней и новой игрой, а позже покажем нашим малышам концерт!. Вы хотите быть маленькими артистами (ответы детей). До новой встречи, казачата!

Источник: maam.ru