Этапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе «Моё родное Подмосковье»

марина шумская
Этапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе «Моё родное Подмосковье»

Дошкольный возраст – один из первых этапов в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, позитивное отношение к природе и окружающему миру, а так же формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.

Проблема развития экологических представлений дошкольников занимает очень важное место в воспитательно-образовательной работе с детьми. Решается эта проблема в основном через планирование деятельности детей по систематизации и углублению знаний о живой и неживой природе, развитию ответственного и бережного отношения к домашним животным, к диким животным, обучению детей правильно взаимодействовать с природой, формированию трудовых навыков и умений по уходу за комнатными растениями. Данные задачи решаются воспитателями, через использование дидактических, сюжетно-ролевых игр, наблюдений, экскурсий, организацию труда в уголке природы.

Работа по развитию экологических представлений с детьми планируется педагогами в соответствии с программой «От рождения до школы».

Изучая уровень сформированности элементарных экологических представлений, мышления и экологически грамотного поведения детей, мы пришли к выводу, что у дошкольников преобладает средний уровень развития экологических представлений.

Данное исследование позволяет сделать заключение о необходимости проведения целенаправленной работы по ознакомлению с природой родного края у детей старшего дошкольного возраста, обеспечении условий, позволяющих успешно реализовывать это направление педагогической работы.

Для решения поставленной цели был спланирован и проведен проект «Мое родное Подмосковье».

Цель – расширить представления детей о природе родного края Московской области посредством проектной деятельности.

I этап проекта.

1. Диагностическая методика выявления представлений о природе родного края, старшего дошкольного возраста.

Цель: Определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, согласно программе, соответствующие им познавательные, речевые умения, отношения.

2. Составление перспективно — творческого плана. По ознакомлению детей с природой родного края.

1. Блок «д. Бутово Ленинский район Московской области».

(знания о географическом положении, водный ресурс, происхождение, климат).

2. Блок «Растения Московской области».

(знания о растительном мире Московской области, о взаимосвязи, приспособлении к изменению среды обитания: световых, тепловых условий, о многообразии растительного мира).

3. Блок «Животные нашего края».

(знания о типичных представителях нашего края, их приспособлении к среде обитания; показать цепи питания, приспособление к изменению среды обитания).

4. Блок «Защитим природу».

(знания о научно – трудовой деятельности людей в природе, об исследователях, ученых, работниках музеев, туризма, отдыха; проблемы экологии, охраны).

II этап проекта

Цель: активное участие детей родителей, педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.

1. Использование словесных методов:

Беседы о Бутово Ленинский район (в гости к детям приходил персонаж Исторовед, знакомил детей с историей, рассказами, стихами о нашем крае).

Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов (дети слушали шум леса, голоса птиц, зверей. Проводились игры «Узнай по голосу птиц», «О чем поет ручей»).

Составление экологических сказок – развитие творческого рассказывания, воспитание экологической культуры детей и бережного отношения к природе (дети составляли сказки на тему: «Синичкин день», «Все живое на земле — родня»).

Загадалки – обогащение словаря (дети самостоятельно придумывали загадалки, использовали прилагательные, сравнения. Например: рыжая, пушистая, шустрая, прыгучая, похожа на солнышко (белка).

Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний (дети готовили сообщения и выступали с ними на занятиях: о сирени, о березе, о зимующих птицах и др.)

2. Использование метод экспериментирования и моделирования.

Использование схем, моделей – зрительная опора для придумывания творческих рассказов, сказок (составляли сказки на основе полученных знаний: «В гости к первоцветам»).

Использование карт, составление планов – развитие мышления, образного восприятия (складывание разрезной карты территории Ленинского района, составление маршрута для путешествия по Бутово).

Экспериментирование с природным материалом – развитие познавательной деятельности (дети знакомились со свойствами природного материала, происходило формирование грамматических категорий. Например: камни – каменистый, песок – песчаный).

Создание макетов – продуктивная деятельность, использование их в игре, развитие ведущих каналов восприятия («Чьи следы», «Где, чей домик»).

3. Практические методы.

Проведение акций: «Берегите елки», «Покормите птиц зимой»; создание плакатов, конкурсы: «Лучшая кормушка», «Жалобная книга природы» — составление творческих рассказов детей, мотивация отношения к природе.

Создание гербариев – поисковая деятельность, закрепление знаний о растениях, правила поведения с растениями. Собрали гербарии: «Деревья и кустарники Московской области», «Цветы и травы Московской области».

Ведение дневников «Мои наблюдения» — фиксирование результатов наблюдений (дети отражали последовательность изменений в наблюдениях за природными объектами: наблюдение за осенними листьями, эксперименты со снегом и льдом, наблюдения за ветками весной).

Природные поделки – развитие творческих способностей, закрепление знаний (проводились конкурсы «Осенние фантазии», «Вторая жизнь вещей, «Лесная сказка).

4. Наглядные методы.

Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести детям всю красоту родного края.

Просмотр видеофильмов – развитие эмоционального отклика («Животные Московской области», «Растения Московской области»)

5. Создание зон экологической среды.

Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература, карта Московской области).

Экологическая мини – лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).

6. Работа с родителями.

Беседы родителей с детьми о Ленинском районе Московской области и природе родного края.

Помощь в составлении гербариев.

Участие в оснащении мини – музея.

Пополнение художественной и научной литературы.

Участие в соревнованиях (викторины, КВН).

Выполнение домашних заданий (составление рассказов, фотомонтажи, природные поделки).

Анкетирование.

7 Ожидаемый результат.

Знание детей приближаются к системным.

Дети проявляют устойчивый, познавательный интерес к познанию о природе родного края.

Могут прогнозировать негативные воздействия человека на окружающую среду.

Проявляют чувства гордости и восхищения своим краем, малой Родиной

Закончился педагогический эксперимент повторной диагностикой, показавшей, что в экспериментальной группе, которая участвовала в погружении в проект и организации деятельности, средний уровень развития экологических представлений дошкольников изменился и стал высоким. В контрольной группе показатели остались прежними — средний уровень.

Для педагогов ДОО подготовлено выступление на педсовете по теме «Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края».

Список литературы.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб. : Питер, 2013. — 464 с. : ил.

Дошкольная педагогика : учебник для бакалавров [Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 510 с.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации [Текст] / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М. : АРКТИ, 2015. — 64с.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразова- тельная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

5 .Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. 6-7 лет. ФГОС :Пособие для работников дошкольного образования, студентов педагогических колледжей и вузов / О. А. Соломенникова. -М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2017.

6. Профессиональная компетентность педагога по воспитанию нравственных качеств у дошкольников в процессе ознакомления с родным городом / Н. Н. Иванова

Источник: maam.ru