Конспект весенней экскурсии «К нам весна шагает» в подготовительной группе

Людмила Кремзаль
Конспект весенней экскурсии «К нам весна шагает» в подготовительной группе

Конспект весенней экскурсии

Тема: К нам весна шагает.

Цель: осознание детьми причин и общих закономерностей сезонных изменений в природе на основе обобщения имеющихся у них знаний.

Задачи:

• Учить находить и обосновывать признаки весны в окружающей природе;

• Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, спорить, доказывать, высказывать свою точку зрения.

Место проведения: участок детского сада.

Группа: подготовительная.

Оборудование: палочка для рисования на земле.

Методы: рассказ, беседа, дискуссия, экспериментирование, логические рассуждения.

Предварительная работа: наблюдение за природой на прогулке, беседы о весне, рассматривание иллюстраций по теме «Весна».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Ход экскурсии

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Воспитатель. Ребята, сегодня я вам предлагаю совершить путешествие по нашему участку и полюбоваться его красотой. Давайте отметим, какие изменения здесь произошли по сравнению с прошлым месяцем и увидим, кто из вас самый наблюдательный и внимательный.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Воспитатель. Вот и наступила долгожданная осень.

Дети. Весна!

Воспитатель. Почему весна? А мне кажется, что осень.

Дети. Уже тает снег!

Воспитатель. А может, это осенью выпал первый снег и сразу же начал таять?

Дети. Он старый, грязный.

Воспитатель. Осенью тоже снег бывает грязным, когда смешивается с землёй.

Дети. Раньше его было много, а теперь стало мало. Снег стал как будто из крупинок. На деревьях нет листьев.

Воспитатель. Ну, конечно, они только что опали. Ведь начинается осень. Вон сколько листьев лежит по деревьями.

Дети. Нет, они давно опали!

Воспитатель. Не верю. Мне кажется, на прошлой неделе все деревья были зелеными.

Дети. Посмотрите, листья старые, уже все сгнили.

Воспитатель. Посмотрите сколько вокруг сухой травы! Наверное, она уже высохла, потому что осень?

Дети. Это прошлогодняя трава. Она мокрая и серая. Видны старые травинки в проталинах.

Воспитатель. Ой, ребята, а это что же?

Дети. Это проталины.

Воспитатель. А почему они появились?

Дети. Потому что стало теплее.

Воспитатель. А почему стало теплее?

Дети. Потому что солнышко греет сильнее.

Воспитатель. А почему солнышко греет сильнее?

Дети. Потому что оно стало выше.

Воспитатель. Все верно. Главный признак весны – расположение солнца в небе. Раз оно становится выше, значит, греет сильнее. Вот и стало теплее на Земле. Появились проталины. А что потом?

Дети. Появится травка, листочки на деревьях.

Воспитатель. А потом?

Дети. Проснутся насекомые и т. д.

Физминутка

Воспитатель. Давайте представим, что вы не дети, а весна. Как весна приходит, покажите (шумно, плавно, незаметно, с ветром, с дождиком).

Дети имитируют движения «приход» весны.

Воспитатель. А теперь покажите, как она нам может улыбнуться? (весело, ласково, по-доброму).

Имитируют улыбку весны.

Воспитатель. Чем весна нас согрела? (теплыми солнечными лучиками).

Имитация движения лучиков.

Воспитатель. Как вы думаете, если Солнце поднимется выше, чем сейчас, станет теплее или холоднее?

Дети. Теплее.

Воспитатель. А какое время года тогда наступит?

Дети. Лето.

Воспитатель. А потом что будет с Солнцем? Так и останется высоко?

Дети. Нет, оно опять начнет снижаться.

Воспитатель. Какое время года наступит?

Дети. Осень, а потом зима.

Воспитатель. Вот мы и дошли до самого главного. Как Солнце ходит по небу? То выше, то ниже. (Рисует на снегу волнообразную кривую и привлекает внимание детей к каждой её части). Когда Солнце показывается здесь (показывает самую верхнюю точку кривой, какое время года бывает?

Дети. Лето.

Воспитатель. А здесь? (Показывает самую нижнюю точку).

Дети. Зима.

Воспитатель. А потом, когда солнышко поднимается? (Показывает восходящую часть кривой).

Дети. Весна.

Воспитатель. А когда стоит высоко-высоко? (Ставит палочку на самую верхнюю точку).

Дети. Лето.

Воспитатель. А когда опускается? (Переводит палочку на нисходящую часть кривой).

Дети. Осень.

Воспитатель. А когда опять стоит низко? (Снова ставит палочку на самую нижнюю точку кривой).

Дети. Зима.

Воспитатель. А теперь, когда мы всё поняли, скажите, отчего происходит смена времён года?

Дети. От того, что меняется положение Солнца на небе. Когда оно стоит низко над Землёй бывает зима, когда высоко – бывает лето, когда поднимается – весна, а когда опускается – осень.

Воспитатель. Молодцы, во всем разобрались!

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Воспитатель. Итак, дети, чем мы сегодня занимались? (Искали признаки весны, определяли, почему меняются времена года) Кто был самым внимательным, как вы считаете? Кто назвал больше всех признаков весны? Победителю вручаем медаль «Знаток природы».

Что нового вы сегодня узнали? Где вам могут пригодиться эти знания? Кому было интересно на экскурсии, поднимите руку. Наша экскурсия понравилась всем ребятам. А сейчас я предлагаю нам всем вернуться в группу и нарисовать дорожку по которой двигается Солнце самостоятельно.

Использованная литература:

— Иванова А. И. Мир природы: Четыре времени года. — М. : ТЦ Сфера, 2018.

— Познавательно-исследовательские занятия с детьми на экологической тропе / авт. -сост. С. В. Машкова. — Волгоград: Учитель, 2013.

Источник: maam.ru