Конспект развлечения «Пуховые платки»

Марданова Галина
Конспект развлечения «Пуховые платки»

Цель. Продолжать знакомить детей с народными промыслами(«вязание пуховых платков, воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Ход развлечения

Зал оформлен элементами интерьера русской избы. На лавке сидит воспитатель-Хозяйка. К ней подбегают дети.

Ребенок. Холодно на дворе! Пусти нас хозяюшка, погреться.

Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогиеЗаходите, садитесь к печке, грейтесь. Нынче

зимушка-зима вьюжливая да заметелистая

Дети садятся на лавках вокруг Хозяйки.

Дети. А что ты, хозяюшка, делаешь? Может быть, мы тебе поможем?

Хозяйка. Я вяжу, про то и вам расскажу. В нашей стороне мастерицы-рукодельницы под тихий треск лучины длинными зимними вечерами вязали платки и ажурные шали, теплые да изрядна тонкие да легкие как паутинки (Показывает детям оренбургский платок.)Создавали эту красоту из мягкого и шелковистого козьего пуха.

Для этого разводили коз особой пуховой породы. Каждая хозяйка любила свою

козу ухаживала за ней, гребнем вычесывала. Пух бережно собирала и вычищала из него

мусор. Затем промывала его в мыльной воде,ополаскивала, просушивала, и только после этого приступала к прядению.

Девочки. Дай нам, хозяюшка, прясть попробовать.

Хозяйка. Старым старушкам дадим шерсти клочок, а красивым молодушкам-беленький пушок. (Хозяйка показывает приёмы прядения с веретеном, Пальцами левой руки я вытягиваю пух и скручиваю его в тонкий жгутик. Быстрым движением правой руки вращаю веретено так, чтобы на него наматывалась пуховая нить. с песней и дело спорится. Спойте-ка мне, детушки.

Дети исполняют песню «Прялица» (слова и музыка народные, в обработке Т. Ломовой).

Хозяйка.

Сяду рядышком на лавку,

Вместе с вами посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленый, погляжу.

Загадку отгадаете, в коробе отгадку найдете.

Чем быстрее я верчусь, тем больше толстею. (Веретено.)

Маленькое, кругленькое, за хвост не поднять. (Клубок ниток.)

Барыня-княгиня весь мир одевает, а сама голая ходит. (Спица.)

Дети отгадывают загадки, рассматривают предметы. Хозяйка объясняет их назначение.

Хозяйка. Пух спряден, но вязать из него пока нельзя. Для прочности пуховую нить

переплетают с шелковой. (Дети сравнивают прочность пряжи, состоящей только из

пуха и укрепленной шелковой нитью.) Вот теперь пряжа готова.

Клубок из рук хозяйки падает на пол. Ребенок в костюме кота начинает с ним играть.

Ребенок.

Наш коток-воркоток

Укатил клубок,

Клубок катится,

Нитка тянется.

Уж коту-воркоту

И достанется!

Дети догоняют кота, забирают у него клубок, приносят Хозяйке.

Хозяйка. Теперь главная забота — платок связать. Где бы узор присмотреть

покрасивее. Вот на зимнем окне — затейливый (подходит с детьми к окну, рассматривают морозные узоры).

Каждый элемент узора платка имел свое название. Рассмотрите их, подумайте, на что

они похожи? Придумайте им названия. Хозяйка показывает детям схемы с эле-

ментами узоров. Дети предлагают свои варианты их названий.

Хозяйка (выслушав ответы детей, называет элементы узоров так, как это принято у мастериц-вязальщиц). Мелкие дырочки — пшонки; крупные дырочки — корольки; цепочки из дырочек — мышиные тропки, угольнички, рыбки, снежинки и т. п.

(Показывает отдельные приемы вязания.)

Из одинаковых элементов каждая мастерица создавала платок с неповторимым узором.

Рукодельницы на посиделках вязали пуховое кружево. В это время добры молодцы

и красны девицы резвились-веселились. Вот и я буду вязать, а вы меня потешьте.

Дети (встают в круг, в центре которого водящий — «.жених», поют).

Прялица — кокорица моя,

С горя выброшу на улицу тебя.

Стану прясть да попрядывать,

На беседушку поглядывать.

«Жених» выбирает «невесту», приглашает ее на танец, после исполнения которого оба выступают в роли водящих, привлекая к танцу следующую пару. По окончании игры дети возвращаются к Хозяйке. Она показывает им пуховый платок. Дети рассматривают узоры, находят знакомые элементы, сравнивают их с теми, которые видели на схемах, вспоминают их названия. Девочки перед зеркалом примеряют платки.

Хозяйка. Вязать платки — домашнее ремесло. Его секреты передавались из поколе-

ния в поколение, от матери — дочери, от бабушки — внучке. Исстари считалось, что на-

стоящее мастерство приходит только к хорошему человеку. Засела в душе недобрая

мысль — и не откроется тебе истинная красота. Вот и создают добрые люди чудесные

платки, делятся со всеми теплом своей души.

Девочка.

Платочком взмахните

И в круг выходите.

И спойте для всех, и спляшите!

Девочки исполняют танец «Сударушка” с платками (музыка народная, в обработке

Источник: maam.ru