Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений на тему «Сказочная страна геометрических фигур»

01.07.2020

Ульяна Шутова
Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений на тему «Сказочная страна геометрических фигур»

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений на тему «Сказочная страна геометрических фигур»

Цель: формирование и расширение элементарных математических способностей у детей через игровую деятельность.

Задачи:

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) независимо от их размера, цвета.

Обучать соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.

Продолжать учить детей считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа 5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету».

Развивать математические способности детей, логическое мышление, память, сообразительность, внимание, развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать самостоятельность, интерес к математике.

Оборудование: мультимедийная установка для показа презентации, предметные картинки, геометрические фигуры большого размера и разного цвета, 4 шпагата.

Раздаточный материал для детей: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник (по одной фигуре для ребенка, наборы счетных палочек (по одному набору для ребенка, цветные шнурки по количеству детей, индивидуальные рабочие тетради по математике.

Ход организованной образовательной деятельности.

Вводная часть.

Организационный момент

-Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся:

Придумано кем-то, просто и мудро

При встрече здороваться, доброе утро

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам.

Давайте улыбнемся нашим гостям, подарим им свои улыбки и хорошее настроение.

Воспитатель: — Ребята, сегодня мы отправимся с вами в волшебную страну геометрических фигур.

А попадём мы в неё на волшебном «ковре-самолёте». (Слайд 1)

Наш ковёр по небу мчится.

Что же с нами приключится?

Попадём на нём мы в сказку,

А в какую? Где подсказка?

— Я предлагаю вам послушать интересную сказку, которую еще никто не слышал. Слушайте внимательно.

Основная часть.

— В некотором Математическом царстве, Геометрическом государстве жили геометрические фигуры. А какие геометрические фигуры там жили, вы, ребята, должны отгадать. Посмотрите на экран, если правильно отгадаете загадку, то вы увидите отгадку. Будьте внимательны. (Слайд 2)

1. Математические загадки:

На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый… (треугольник) (Слайд 3)

***

Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался, милый друг?

Ну, конечно, это … (круг) (Слайд 4)

***

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат) (Слайд 5)

***

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник —

Стал квадрат… (прямоугольник). (Слайд 6)

Воспитатель: — Молодцы, все загадки отгадали. (Слайд 7)

— Жили геометрические фигуры дружно, не тужили и любили играть в разные игры. И для нас с вами они приготовили игру.

2. Игровое упражнение «Найди похожее».

Воспитатель показывает карточки с предметами, а дети должны определить, на какие геометрические фигуры они похожи: тарелка-круг, платочек – квадрат и т. д. (Слайд 8)

3. Подвижная игра «Найди свой домик»

На полу лежат круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Дети берут с подноса по одной геометрической фигуре и называют ее форму и цвет. По сигналу воспитателя дети начинают двигаться по групповой комнате, по второму сигналу находят свои домики: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, у кого квадрат – к квадрату и т. д.

Когда дети разбегутся по местам, воспитатель просит обосновать свой выбор.

Игра повторяется 2-3 раза. Воспитатель каждый раз меняет фигуры местами, а дети обмениваются фигурами.

Воспитатель: — Как замечательно мы поиграли! Все вы были внимательными и правильно выполняли правила игры. Молодцы! (Слайд 9)

Давайте восстановим свое дыхание и выполним дыхательное упражнение

4. Дыхательное упражнение: «Вырасти большой».

Встать прямо, ноги вместе.

Поднять руки вверх, хорошо потянуться.

Подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох.

Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х» (повторить 4–5 раз). (Слайд 10)

Но сказка наша продолжается. Однажды приключилась с геометрическими фигурами беда. Пролетал над царством государством злой волшебник, увидел, как весело играют геометрические фигуры, и решил забрать одну из них. И знаете, ребята, кого он забрал? У этой фигуры три стороны и три угла. Как называется эта фигура? (Ответы детей)

Остались круг, квадрат, прямоугольник одни. Погоревали друзья, да делать нечего, надо идти друга из беды выручать.

— Ребята, а мы сможем помочь геометрическим фигурам? (ответ детей). Тогда отправляемся в путь (на полу из шпагатов выложены дорожки разной ширины).

5. Игровое упражнение «Пройди по дорожкам»

— Мы подошли к двум дорожкам: к широкой и узкой. Девочки пойдут по широкой дорожке, мальчики – по узкой.

(Дети идут по дорожкам и садятся за столы).

Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. А сейчас мы немного отдохнем, выполним зарядку для глазок. (Слайд 11)

6. Зрительная гимнастика:

Вы, реснички, усталость снимите (закрыть- открыть глаза)

Глазки нам хорошо освежите (зажмурить глаза)

Глазки мы открываем и до пяти считаем

1,2,3,4,5 можно глазки открывать (Слайд 12)

Воспитатель: — Сказка наша продолжается. Шли, шли геометрические фигуры, и пришли в царство государство, где жил злой волшебник. Узнал злой волшебник, что геометрические фигуры пришли в его царство, рассердился и приказал им выполнить следующие задания.

7. Работа с карточками

Воспитатель: рассмотрите картинку и скажите:

«Как узнать, сколько гномиков на картинке? (Дети считают гномиков вслух.) Сколько гномиков? У каждого гномика есть шарик? Сколько шариков? (Дети считают шары.) По сколько гномиков и шариков?» Расскажите, в каком порядке идут гномики (важно, чтобы дети правильно называли порядковые числительные).

Расскажите, какого цвета шарики у гномиков? Отвечать лучше так: «У первого гномика желтый шарик, у второго) (Слайд 13)

8. Физ минутка «Веселый счет»

(Дети выполняют движения согласно тексту)

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться – разогнуться,

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

И пойдем опять гулять.

Воспитатель: — Злой волшебник, приказал выполнить ещё одно задание.

Но сначала мы разомнем свои пальчики.

9. Пальчиковая игра «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики (пальцы рук соединяют в замок несколько раз)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы считать. (пальцы с мизинчика поочередно соединяют друг с другом)

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать (руки вниз, встряхивают кистями)

10. Игровые задания «Выложи из счетных палочек геометрические фигуры».

Выложите из счетных палочек геометрическую фигуру, у которой четыре стороны, четыре угла (квадрат). (Слайд 14) Посмотрите на экран и сравните фигуры.

Выложите из счетных палочек геометрическую фигуру, у которой три стороны и три угла (треугольник). (Слайд 15) Посмотрите на экран и сравните фигуры.

Выложите из счетных палочек геометрическую фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник). (Слайд 16) Посмотрите на экран и сравните фигуры.

Можем мы из счетных палочек выложить круг? (ответы детей) Что же нам поможет выложить круг? (ответ – шнурок) (Слайд 17) Посмотрите на экран и сравните фигуры.

Воспитатель следит за выполнением заданий, оказывает индивидуальную помощь затрудняющимся детям.

Воспитатель: — Молодцы, вы справились и с этим заданием. (Слайд 18)

— Узнал злой волшебник, что геометрические фигуры, выполнили его задание, и отпустил треугольник. Вмиг треугольник оказался со своими друзьями и все вместе они вернулись в свое Геометрическое государство.

А наша сказка подошла к концу.

Теперь нам надо возвращаться из нашего путешествия.

Скажем все вместе: «Раз, два, три, четыре, пять! Возвращаться нам пора!»

11. Заключительная часть. Рефлексия

Вопросы детям:

— Ребята, вам понравилось наше путешествие в сказку?

— Кому мы помогали в нашей сказке?

— В какие игры вы играли?

— Какие задания вы выполняли?

— Что вам больше всего понравилось?

-Вы были внимательными, сообразительными, правильно думали и мыслили. Молодцы! (Слайд 19)

Источник: maam.ru