Конспект НОД Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. (подготовительная группа) Тема: «Поможем Незнайке»

Валентина Золотарева
Конспект НОД Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. (подготовительная группа) Тема: «Поможем Незнайке»

Конспект НОД

Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

(подготовительная группа)

Тема: «Поможем Незнайке»

Подготовила:

Золотарева В. Н. – воспитатель 1КК,

МКДОУ детский сад №2

р. п. Таловая Воронежской обл.

Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Формировать умение делить слова на части.

Задачи: Образовательные: совершенствовать умение: — выделять часто встречающийся в словах звук; — в звуковом анализе слова; в образовании новых слов (фонематический слух); — в названии слова по определенному фонематическому признаку; — в умении изменять звуковой состав слова; — закреплять знания детей о твердых и мягких согласных; — закреплять умение детей определять наличие и место заданного звука в слове;

Развивающие: — развивать фонематический слух; коммуникативные способности детей; — развивать связную речь; внимание, мышление; — развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе. Воспитательные: — воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей по необходимости; — воспитывать интерес и любовь к родному языку; — воспитывать интерес к школе.

Образовательная область: речевое развитие Интеграция ОО с учётом ФГОС: познавательное развитие, художественноэстетическое развитие.

Оборудование: Предполагаемый результат: — имеют представление о мягких и твердых согласных; — умело применяют свои знания по освоению грамоты; — активно взаимодействуют со сверстниками; — выполняют индивидуальные и коллективные задания.

Методические приемы: — Игровая ситуация; — Беседа – диалог; — Физкультминутка; дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз; — Дыхательная гимнастика; — Деятельность детей; — Анализ; — Подведение итогов.

1. Вводная часть.

Организационный момент – 1 мин.

Мотивирующее начало – 5-6 мин правила поведения на занятиях

— Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся и улыбнемся.

— Гости у нас оказались не случайно – ведь очень скоро вы станете школьниками и наши гости хотели бы узнать, чему вы научились на занятиях по обучению грамоте.

-Предлагаю вспомнить наши правила поведения на занятии: громко не говорим, если один говорит –другие слушают, не перебивают, если знаешь ответ на вопрос -подними руку и т. д.

— Ребята, чтобы мы с вами хорошо говорили, что мы должны выполнять?

Сказка про Язычок.

Жил-был во рту веселый язычок, С ним познакомлю тебя я дружок. Каждое утро язык просыпался, Весело всем, широко улыбался. (губы в широкой улыбке, верхние и нижние зубы видны) Окна открыв, он проветривал дом, (открывать и закрывать рот) Сладкие трубочки ел за столом. (губы тянутся вперед) Дети стоят в кругу Приветствуют гостей. Дети вспоминают: Проблемная ситуация Очень любил язычок печь блины. (широкий язык лежит на верхней губе, рот открыт) Мог он еще стать острее иглы (рот открыт, узкий язык вытянут вперед) С горки пошел язычок покататься (рот открыт, кончик языка упереть за нижние зубы, спинка языка приподнята) Любит наш язычок развлекаться!

— Ребята, нам в сад сегодня принесли письмо. Оно адресовано детям подготовительной группы, то есть нам, поэтому мы смело можем его прочитать. Читаю письмо: «Здравствуйте ребята подготовительной к школе группы. Пишет Вам Незнайка. Я попал в страну «Умников и умниц». Царица Грамота вручила мне конверт с заданиями, которые я не смог выполнить. Помогите мне, пожалуйста, выполнить задания!» Ну что, ребята, поможем Незнайке? Но для того, чтобы Незнайка все понял, мы будем говорить громко, отчетливо, ясно, произносить и выговаривать каждое слово. Согласны? Для этого мы поработаем Дети отвечают, что согласны.

Дыхательная гимнастика над своим дыханием. Раздаю детям снежинки. -Ребята, возьмите снежинку за нитку и поднимите ее на уровне рта (показываю как). представьте, что подул сильный ветер, закружились снежинки, ветер затих. (Смотрю, чтобы у всех детей получилось). Дети берут снежинки, дуют на снежинки

2. Основная часть

Практическая работа – 15-17 мин.

Повторение (мягкий и твердый согласный звук)

Задание 1. Угадай-ка (звук «з» и «зь»)

Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск воды. А еще есть звуки речи. Мы их точно знать должны. Звуки четко произносим, слушаем внимательно. Будем четко говорить, будем мы старательными. — Ребята, о чем говорится в стихотворении? — Давайте вспомним, как называются звуки, которые во рту встречают преграды? — Какие бывают согласные звуки? — Какими фишками мы их обозначаем? — Молодцы, ребята! Давайте выполнять задания! — Ребята, отгадайте загадки и определите с какого звука начинается слово: с твердого или мягкого, и поднимите соответствующую фишку. (на экране картинки с изображением предметов со О звуках. Согласные звуки. Твердые и мягкие звуки. Твердые согласные – синими фишками; Мягкие согласные – зелеными фишками.

Дети отгадывают загадки и поднимают синие или зеленые фишки. звуком «з» и «зь».

1. Холодной вьюгой налетела, Деревья в белое одела, Стоит холодная погода. Какое это время года? (Зима)

2. Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы — Уши больше головы. (Заяц)

3. Кто длиннее, чем чулок? У кого ни рук, ни ног? Кожа, словно чешуя. По земле ползет. (змея).

4. У этой лошадки Одёжка в полоску. Похожа одёжка её На матроску. (Зебра)

5. Кто не лает, не кусает А в дом не пускает? (Замок)

6. Ягода приятная, Очень ароматная. Ты под кустик загляни-ка, Там краснеет (Земляника)

7. Себя он раскрывает, Тебя он закрывает. Только дождичек пройдет – Сделает наоборот. (Зонт)

8. Когда мы едим — они работают, Когда не едим — они отдыхают. Не будем их чистить — Они заболят. (Зубы)

Задание 2. «Назови слова»

Задание 3. «Сколько слогов?» (деление слова на части – слоги) Физкультминутка «Веселый снеговик»

Задание 4 (определять наличие и место звука в слове)

Задание 5. Выложи букву с которой начинается имя Незнайки. -Ребята, я буду бросать мячик каждому из вас и называть звук. Вы будете ловить мяч, называть слова, которые начинаются на заданный звук. — Ребята, вы уже умеете делить слова на части (слоги) Сейчас вы будете произносить слова, которые изображены на карточках и определять количество слогов. — Ребята, определите, пожалуйста, место звука «р» в словах: ракета, рак, карандаш, краб, крот, топор, тигр, шар, куртка, сыр. — Ребята, выложите букву, с которой начинается имя Незнайки из фасоли. — Дети, встают в круг, ловят мяч и называют слова на заданные звуки. Дети стоят вокруг стола. Определяют количество слогов в слове. Дети выполняют движение под музыку. Дети работают за столами со схемами и фишками, определяют место звука «р» в словах. Дети сидят за столами, выкладывают букву Н.

Задание 6. Гимнастика для глаз «Снежинка»

Задание 7. (умение менять звуковой состав слова)

Задание 8. «Назови и раскрась» — Ребята, а сейчас нам с вами предстоит выполнить очень трудное задание: надо догадаться, что случилось со словом? Соль-моль; кот-рот; сел-мел; рок-скок — Ребята, назовите только те предметы, названия которых начинаются со звука з.

Дети под музыку выполняют гимнастику.

Дети слушают и отвечают.

Если заменить одну букву на другую слово меняется. звук «с» заменили на «м»

Дети сидят за столами, выполняют задания.

Заключительная часть

Выделение основного в проведенном занятии 2- 3 мин.

Анализ проделанной работы, подведение итогов 2-3 мин

Рефлексия

— Ребята, как вы считаете, мы справились с заданиями? — Какие задания мы сегодня выполняли? — Как вы думаете, ребята, помогли мы Незнайке сегодня? — Спасибо, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Да. — Сегодня мы с вами говорили о мягком и твердом звуке «з» — определяли позицию звука «р» в словах — повторили понятие часть слова (слог)

Сюрпризный момент

Дарят детям раскраски с изображением друзей Незнайки.

Источник: maam.ru