Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Насекомые»

Аликова Самиха Хасановна
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Насекомые»

«Насекомые»

Цель: Сформировать у детей представление о насекомых.

Задачи:

Образовательные: Уточнять и расширять знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни. Развивать понимание взаимосвязей в жизни насекомых и растений, о пользе и вреде, приносимой ими природе.

Развивающие: Развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность память, речь.

Воспитательные: Воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.

Материал: игрушка бабочка, экран, иллюстрации насекомых.

Предварительная работа: Беседы о бабочках, рассматривание наборов открыток «Бабочки», рисование бабочек на занятиях по изодеятельности. Рассматривание иллюстраций о насекомых. Отгадывание загадок.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, в гости к нам прилетела бабочка Лили. Посмотрите, она принесла нам письмо. «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал, мы теперь в опасности. Помогите нам пожалуйста. Подпись «Насекомые».»

Воспитатель: Вы хотите помочь насекомым?

Дети: Да!

Воспитатель: мы должны отгадать загадки о насекомых.

Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам божья. (коровка)

Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажи? (Оса)

Вот букашка-работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит. (муравей)

Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас. (комар)

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая. (муха)

Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает. (стрекоза)

На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (Кузнечик)

Воспитатель: Какие вы молодцы! Все загадки разгадали и насекомых расколдовали.

(на экране появляются изображение насекомых).

Воспитатель: Ребята, а как передвигаются насекомые?

Дети: Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать.

Физкультминутка «Гусеница».

Этот странный дом без окон

У людей зовётся кокон,

(руки на поясе, повороты вправо, влево)

Свив на ветке этот дом,

(вращают руками)

Дремлет гусеница в нём,

(ладошки под щекой)

Спит без просыпа всю зиму,

(ладошки поменять)

А зима промчалась мимо.

(взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна…

(хлопки на каждое слово)

Просыпайся, соня, сонюшка,

(потягиваются)

Под весенним ярким солнышком!

Гусенице не до сна

(грозят пальцем)

Стала бабочкой она!

(машут руками)

Воспитатель: Каждое насекомое прежде, чем стать взрослым, бывает сначала яйцом, затем вылупляется личинка-гусеница. (показ на экране) Ей надо много кушать и расти. Когда она вырастает, превращается в куколку. Проходит время – из куколки выходит бабочка.

Стрекоза откладывает яйца в воду, комары откладывают личинки в воду, жук откладывает личинки в землю.

— А где живут насекомые?

(ответы детей)

— Чем они питаются?

(ответы детей)

Воспитатель: Питаются зелеными листьями, стебельками, молодыми побегами растений, травой. Некоторые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей. А есть насекомые, которые любят лакомится медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой. Это пчелы, шмели, бабочки, мухи.

Пальчиковая гимнастика «Пчелы».

(Дети выполняют движения по показу воспитателя).

Пчёлы в поле полетели,

Зажужжали, загудели,

Стали цветики искать

И нектар с них собирать.

В улей сладкий сок несут,

В закрома пыльцу кладут,

Будут дети сладкий мёд

Есть на завтрак круглый год!

Воспитатель: Что у насекомых общего?

Дети: У них 6 лап, голова, брюшко, крылышки.

Бабочка Лили: А у меня самые красивые крылышки!

Воспитатель: Да, ребята, бабочки такие красивые, что люди называют их «Живой цветок». Бабочками надо любоваться. Если поймать бабочку и подержать за крылышки, то она больше летать не сможет. Бабочки не только украшают поля и луга, но и приносят пользу – опыляют растения. В цветках есть сладкий сок. Бабочка его очень любит. Сядет она на цветок, развернет хоботок и попьёт сока. Если бабочки и пчёлки не будут садиться на цветки, то у цветков не будет семян.

Игра «Закончи предложение»

Бабочка летает, а гусеница …

Пчелы живут в ульях, а муравьи …

У птиц две лапки, а у насекомых …

Пчелы из нектара делают …

У жука крылья короткие, а у стрекозы …

Жук большой, а муравей …

Воспитатель: Насекомые бывают полезные и вредные. Каких насекомых полезных вы знаете?

Дети: Бабочки, пчелы, муравьи.

— Назовите вредных.

Дети: Муха, комар, гусеница.

Воспитатель: Мухи переносят различные инфекции, комары очень больно кусаются, гусеницы поедают листья на деревьях. Но комарам и мошкам, и их личинкам рады лягушки и рыбы.

Воспитатель: Что будет, если уничтожить всех насекомых?

(ответы детей).

Воспитатель: В природе всё взаимосвязано: животные, птицы, насекомые, растения.

Малыш не обижай букашек

Они живут среди ромашек,

Среди травинок и кустов,

Среди полей, лугов, лесов.

Их очень много на просторе

С букашками не будь ты в ссоре.

Поймаешь в руку не губи,

На волю жить скорей отпусти!

Зверей и птиц не обижайте,

Природу дружно охраняйте!

Источник: maam.ru