Конспект НОД «Песочное путешествие» для родителей и детей дошкольного возраста

Динара Жантимирова
Конспект НОД «Песочное путешествие» для родителей и детей дошкольного возраста

Учитель — логопед Жантимирова Д. К

Тема: Песочное путешествие»

Цель: знакомство родителей с песочной арт-терапией, как методом развивающей и обучающей деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи:

-познакомить родителей с играми, используемыми на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности, а также в коррекции психологических проблем; — расширить контакт между педагогами и родителями; — повысить педагогическую культуру родителей.

ТСО: проектор, экран, ноутбук, педагогическая песочница, флеш-накопитель с презентацией.

Раздаточный материал: кинетический песок, игрушки для песочной терапии, контейнер с манной крупой, влажные салфетки, природный и бросовый материал, зеркала.

Музыкальный материал: Kiddys Corner Band — Hockey Cockey.

Ход мастер-класса:

Педагог-психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады нашей встрече, сегодня мы вас познакомим с формами работы с детьми на песке. Что такое песок знают и малыши, и взрослые. Это замечательный материал для детского творчества на занятиях и досуге. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песок, проводя развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «вправо» и «влево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. Положительные эффекты игр с песком:

— развитие мелкой моторики (при манипуляциях с мелкими предметами, фигурками, песком);

— развитие творческого потенциала, фантазии (ребенок придумывает целый мир на песке);

— развитие речи (игра часто сопровождается комментариями, историями, воображаемыми диалогами);

— развитие коммуникативных и социальных навыков (когда ребенок играет не один, он взаимодействует с партнерами по игре);

— развитие и гармонизация эмоциональной сферы (в игре находят воплощение волнующие ребенка ситуации, что дает эмоциональную разрядку);

— балансировка психических процессов (возбужденных успокаивает, вялых активизирует).

Прикасаясь к песку, Вы почувствуете его тепло, его текучесть, его движение. Игры с песком — отличный способ расслабиться. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосновение с природной материей снимает стресс, напряжение, страхи.

Сейчас мы с Вами отправимся в путешествие в Песочную страну. Для этого нам нужно встать и произнести волшебные слова.

Один, два, три в песочной стране окажись.

Под спокойную музыку родители проходят через арку с разноцветными лентами.

Вот мы с Вами и оказались в песочной стране.

Город Знакомство с песком.

Предлагаю вам пройти к нашей песочнице. Потрогайте песок. Какой он? (ответы родителей).

Чтобы он стал теплым, давайте мы его согреем. Предлагаю нарисовать солнце и оставить частичку своего тепла при помощи ладошки.

Таким образом, мы добавили лучики света и тепла в нашу встречу и мы отправимся дальше.

Следующий город, в который мы отправимся, называется.

Город Грамматики.

Учитель-логопед. Рада приветствовать вас в Городе Грамматики. Здесь мы тоже будем играть. Но играть будем с другом песка — Манной крупой. У меня в руках чемоданчик с крупой. А в ней зарыт настоящий детский клад. Ваша задача – нащупать один из артефактов и, конечно, как настоящий пират, присвоить это себе, сказав: «Это моё, моя, мой или мои» (по смыслу). Игра «Жадина».

Продолжаем искать клад. И нас ждёт следующее приключение. С найденными артефактами проведем словесные метаморфозы. Я буду задавать самые простые вопросы, а вы будете отвечать названием предмета, который вы нашли, в нужной форме. Например:

1. Без чего ты не можешь прожить и дня?

2. На чём ты любишь кататься?

3. Что ты ел (а) сегодня на завтрак?

4. Чем ты обычно рисуешь?

5. О чём ты видел (а) сегодня сон?

Игра-шутка «Ответь одним словом»

А теперь превратите один предмет в кучу несметного богатства.

Игра «Один-много».

Засиделись вы, друзья, размяться приглашаю я. Выходите в круг.

Физминутка (KiddysCornerBand — HockeyCockey)

Вам пора дальше в путь.

Город «Веселого Язычка»

Учитель-логопед 2: Вы прибыли в город «Весёлого Язычка». И сейчас мы все вместе научимся постановке трудных звуков. Но для начала Весёлый Язычок предлагает выполнить артикуляционную гимнастику с зеркалом. Ведь из Вас переживает за своего ребёнка, как он растёт и развивается, а особенно если он не проговаривает какие – то звуки.

Существуют три этапа коррекции звука: подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика, постановка звука и автоматизация (закрепление) в слогах, словах, предложениях и в связной речи.

Сегодня мы с вами рассмотрим первые два этапа.

Первый этап – артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на выработку движений органов артикуляционного аппарата.

Выполнять гимнастику необходимо:

— сидя;

— перед зеркалом;

— в спокойном темпе;

— без напряжения;

— ежедневно.

1. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков.

Инструкция. Участник берут в руки зеркала. Учитель – логопед: «Я показываю упражнения, вы внимательно смотрите, затем выполняете сами, глядя в свое зеркало».

Упражнения:

1. «Накажем непослушный язык»

2. «Покусываем язык»

3. «Кусаем боковые края языка»

4. «Дуем на лопаточку»

5. «Чистим нижние зубы» (С внутренней стороны)

Постановка звука свистящих звуков.

Постановка звуков С.

Упражнение 1. Произносить слоги та- та –та или тя –тя –тя, а по сигналу – длительно произнести звук и –и –ииииии.

Упражнение 2. Выполняем упражнение 1, а по сигналу «насосом накачиваем колесо» — произнести звук с-с-с-с.

Постановка звука З.

Для постановки звука з следует использовать те же упражнения, что и для постановки звука с, только спинка языка поднимается чуть выше, а выдох происходит несколько более расслабленно. Звук з образуется с участием голоса.

— Как звенит комар? З – з – з.

Постановка звука Ц.

Упражнение 1. Теперь – на активном выдохе – произнести коротко т и сразу включить звук с, произнеся его длительно: тсссссс.

В момент слияния этих звуков будет слышен звук ц.

Игровые приемы:

— Как цокают копытца?

— Ц – ц- ц!

— Не шуми (поднося палец ко рту) – тс – ц — ц.

1. Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков.

1. «Чашечка»

2. «Вкусное варенье»

3. «Ступеньки» (Чередование «Чашечка» на верхней губе –«Чашечка» на верхних зубах – «Чашечка» вверху за зубами)

4. «Чистим верхние зубы» (С внутренней стороны)

Постановка шипящих звуков (звуки Ш и Ж).

Постановка звука Ш.

Упражнение 1. Предложите ребенку на сильном активном выдохе произнести звук с.

Упражнение 2. Предложить ребенку на сильном активном выдохе произнести звук с, но губы при этом выдвинуты вперед. Слышим «песенку» ш-ш-ш. Обратите внимание на воздушную струю – она должна быть теплой.

— Как шипит змея?

Постановка звука Ж.

Для постановки звука ж следует использовать те же упражнения, что и для постановки звука ш, только при произношении надо включить голос.

Меняем песенку: теперь это будет веселая песенка жука – ж –ж – ж.

— Как жужжит жук?

— Ж – ж – жжжжж.

3. Артикуляционная гимнастика звука Р.

1. «Маляр»

2. «Барабанщик»

3. «Лошадка»

4. «Грибок»

5. «Гармошка»

6. «Кучер»

Постановка звука Р.

Когда широкий расслабленный язык будет находиться за верхними зубами, предложите ребенку чуть отодвинуть его выше, к альвеолам, а затем подуть на его кончик. При этом губы ребенка не должны закрывать зубы, чтобы он мог видеть положение своего языка. (Родители выполняют, глядя в зеркало.)

— Ну- ка, улыбнись! Покажи зубки. Так. Держи язык широкий наверху. Скажи з. з. з… (должен получиться звук, похожий на з-ж). Чувствуешь ветерок? Попробуй сделать так еще раз.

Артикуляция, рассмотренная выше, должна выполняться быстро и непринужденно. На этом этапе полученный звук напоминает звук р, но без вибрации кончика языка. Если вместо р будет получаться звук ж, предложите ребенку переместить язык поближе к зубом.

Слегка усиливая воздушную струю и присоединяя звук а, получаем звук ра. Аналогично с другими гласными слышим звукосочетание ры, ро, ру.

4. Артикуляционная гимнастика для звука Л.

1. «Иголка»

2. «Змейка»

3. «Пароход»

4. «Индюк»

Постановка звука Л.

Упражнение 1. Предложить ребенку в момент, когда он отпускает язык после прикусывания произнести звук а, По мере наращивания темпа сначала слышатся слоги ал, ал, ал, а затем — ла, ла, ла.

Следующий этап предполагает перевод языка в нормальное для звука Л положение. Попросите ребенка поднять язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам, произносить слоги лы, лы, лы. Суть этого упражнения в том, что в сочетании со звуком ы звук л слышится более отчетливо.

Звуки мы научились проговаривать, и теперь мы их закрепим в скороговорках. Но мы будем развивать не только речь, но и внимание и мелкую моторику.

Повторяя за мной скороговорки, рисуем одновременно двумя руками. Нужно на песке нарисовать картину: солнце, дом, деревья, цветы, реку.

Ехал грека через реку…

Жили – были раки, раки забияки. Жили раки шумно затевали драки.

А вам пора продолжить путь.

Город Фантазии

Педагог-психолог: В Городе Фантазий мы вам предлагаем пофантазировать, играя во все виды песка.

Рефлексия. Уважаемые родители, мы благодарим вас за работу и просим сказать несколько слов о нашей встрече и выразить эмоции о мастер-классе. (Родителям раздаются светофоры)

Источник: maam.ru