Конспект НОД «Моя семья» в подготовительной группе

Анастасия Сергеевна Жданова
Конспект НОД «Моя семья» в подготовительной группе

Цель: Формирование общих представлений о семье, знакомство с понятиями «родословная», «Генеалогическое древо»

Задачи:

1. Уточнять и обогащать знания детей о семье.

2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.

3. Воспитывать чувство любви и заботливое отношение к членам семьи.

Методические приемы:

Беседа, художественное слово, вопросы, использование фотографий, игры.

Орг. момент (В кругу) слайд №1

В. Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

– Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Анастасия Сергеевна, а вы кто? Ответь мне, как вас зовут ласково (Софьюшка, Анечка и т. д).

– Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, я приглашаю на стульчики.

В. – Скажите, ребята, пожалуйста, куда вы торопитесь вечером после детского сада? (домой). Правильно, домой. А почему? (ждет семья). Да, дома вас ждет ваша семья!

В. — Сегодня мы с вами поговорим о семье. Слайд №2

Семья моя – мое богатство

Любовь, защита, нежность, братство.

Здесь ценят нежность и уют,

Здесь никогда не придадут.

Все вместе праздники встречают,

Да и по будням не скучают.

И твердо знаю я, друзья,

Что в жизни главное – семья!

В: Как вы понимаете слово «семья»? А, что же такое – семья?

— семья – это папа, мама – я;

— семья – это близкие и родные люди;

— семья – это, где тебя все любят;

— семья – это самое дорогое, что есть у человека.

Правильно, семья – это близкие нам люди: мама, папа, бабушка и дедушка, сестренка и братишка, которые всегда рядом с нами. В основном они все живут в одном доме, оказывают друг другу внимание, любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, относятся друг к другу уважительно.

Слайд №3, Слайд №4, слайд №5

— Никому неизвестно, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили все вместе небольшими группами. Эти первобытные «семьи» не были похожи на современные. Вместе люди защищались от диких зверей и хранили огонь.

— Вскоре образ жизни людей стал меняться, и появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. Отец приносил пищу, а мама заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям.

— Примерно так распределяются обязанности в современных семьях.

Гимнастика для глаз

Закрываем мы глаза

Вот такие чудеса

Наши глазки отдыхают

Упражнение выполняют

А теперь мы их откроем

Вниз посмотрим, вверх посмотрим,

Вправо,влево повернем

И рассматривать картинки начнем.

Дидактическая игра «Подбери признаки» СЛАЙД №6

— А какие же они, родные и дорогие вам люди? Расскажите о своих родных, какие они?

— Посмотрите на эту картинку

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая) — добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная.

А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)

Папа — строгий, умный, сильный:

А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)

Бабушка — старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная.

Дедушка — старый, мудрый, седой:

Сестра — весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат — сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, шустрый:

Физминутка

«Семейная зарядка».

Осенью, весною

Летом и зимою

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку,

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает

Повороты вправо – влево,

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой,

И качаю головой.

Рассматривание альбома

Воспитатель берет в руки альбом с фотографиями и читает стихотворение:

Есть в доме любом семейный альбом,

Как в зеркале мы отражаемся в нём.

Пускай не всегда, мы красивы,

Зато эти фото – правдивы.

Хранится альбом в нашем доме,

Семейные снимки хранятся в альбоме.

Слайд №7

— В каждой семье есть фотографии, на которых запечатлены моменты вашей жизни. У кого- то они хранятся вот в таких (показывает) альбомах, у кого-то в компьютере… давайте заглянем в ваш семейный альбом. Расскажите о своей семье. (рассказы 2-3 детей по мнемотаблице)

План рассказа

1. Как зовут тебя,

2. Как зовут родителей и других членов семьи.

3. Где ты живешь (в доме, квартире)

4. Какая твоя мама, кем она работает

5. Какой твой папа, кем он работает

6. Что вы делаете, когда собираетесь все вместе

7. Я люблю свою семью

Моя семья

(примерный рассказ по таблице)

Меня зовут Алексей. У меня есть мама Наталья Владимировна и папа Сергей Сергеевич. Мы все вместе дружно живем в большой квартире на пятом этаже. Мама моя красивая, добрая, ласковая. Она у меня работает учителем. А папа мой сильный и строгий. Он работает водителем. Мы любим семьей гулять в парке, смотреть кино и читать книжки. Я очень люблю свою семью.

В. — А сейчас поиграем в игру

ИГРА, «Какая ваша семья» Слайд №8

(дети стоят в кругу и передают друг другу солнышко, называя слова.)

родная

дружная

счастливая

трудолюбивая

хозяйственная

спортивная

культурная

крепкая

жизнерадостная

гостеприимная

здоровая

Пословица о семье.

— Народная мудрость гласит: «Без семьи нет счастья». Как вы понимаете её?

В этой пословице утверждается значение семьи для человека, ведь вне семьи человеку неуютно, не с кем ничем поделиться, никто его не утешит.

Слайд №9, №10

В. — В прошлом каждой семьи можно найти много интересного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка.

Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».

Генеалогия – наука о родословной человека.

Знать свое генеалогическое дерево (семейное древо) всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего.

Генеалогическое древо (семейное древо) являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье.

Семейное древо

Чудесное дерево есть у меня.

Оно мне — семья,

И оно мне — родня.

На дереве этом

До старческих лет

Гнездился мой прадед,

А также мой дед.

Мой папа

На нем научился взлетать

И смог настоящею птицею стать!

И, как в колыбели,

Со мной

До утра

На дереве этом

Качались ветра.

А листья трезвонили,

Как бубенцы,

Когда у меня

Появились птенцы…

(Г. Дядина)

Дидактическая игра «Кто для кого?» игра с мячом

— А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто?

В. — Ребята, хочу вам предложить «вырастить» свое собственное семейное древо. Присаживайтесь за столы.

(дети на силуэт дерева раскладывают карточки с изображением лиц по «уровням») .

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Самостоятельная работа детей

— Кто располагается на нижнем уровне древа? — бабушки и дедушки

-Кто располагается на среднем уровне древа? – мама и папа.

-Кто располагается на верхнем уровне древа? – Дети.

Молодцы ребята! Посмотрите, какое семейное дерево у нас получилось.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но к счастью жить одному не возможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите;

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья,

Какая хорошая ваша семья!

Релаксация.

Я очень рада, что у каждого из вас есть свой дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Вы, ребята, должны тоже любить свою семью, стараться никогда не огорчать своих родных, а помогать им.

На столе лежат сердечки красного цвета и синего цвета, я предлагаю вам выбрать по одному сердечку. Если вам понравилось занятие, и вы считаете, что справились со всеми заданиями – возьмите красное сердечко, а если вы считаете, что вам было трудно или вам что — то было не понятно возьмите синее.

Литература:

1. Л. Е. Кыласова Развитие речи: Конспекты занятий с детьми старшего возраста.

Источник: maam.ru